Постановление от 30.09.2014 №255

О проекте федерального закона № 555597-6 «О промышленной политике в Российской Федерации»


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

от

  30.09.2014

 

255

 

О проекте федерального закона

№ 555597-6 «О промышленной

политике в Российской Федерации»

Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Поддержать проект федерального закона № 555597-6 «О промышленной политике в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

2. Направить настоящее Постановление, замечания и предложения к указанному проекту федерального закона в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности и Правительство Российской Федерации.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Ярославской  областной Думы                                                    М.В. Боровицкий

Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 30.09.2014  № 255

 

Замечания и предложения к проекту федерального закона

№ 555597-6 «О промышленной политике в Российской Федерации»

 

№ п/п

Норма

проекта

закона

 

Замечания

 

Предложения по внесению изменений

1.

абз. 11

ст. 3

В определении «промышленная деятельность» следует учесть, что деятельность по производству алкогольной продукции и табачных изделий также относится к промышленной деятельности и ее не надо исключать из указанного определения;

промышленная деятельность – определяемая на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, производству и распределению электроэнергии, газа, воды, за исключением деятельности по производству алкогольной продукции и табачных изделий;

Исключить слова «за исключением деятельности по производству алкогольной продукции и табачных изделий»

промышленная деятельность – определяемая на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, производству и распределению электроэнергии, газа, воды;

2.

абз. 13

ст. 3

В определении «промышленная политика» нет необходимости акцентировать внимание на повышении производительности труда, так как это является производной от обеспечения производства конкурентоспособной качественной продукции;

промышленная политика – комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной качественной продукции, повышение производительности труда, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации;

Исключить слова «повышение производительности труда»

 

 

промышленная политика – комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной качественной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития  и обеспечения безопасности Российской Федерации;

3.

п. 11

ч. 3

ст. 4

Пункт 11 части 3 статьи 4 декларируется в пункте 1 указанной статьи, его необходимо исключить.

11) согласованность федеральных и региональных интересов при решении вопросов функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса при приоритете федеральных интересов.

Исключить пункт 11

4.

ч. 3

ст. 4

К принципам промышленной политики следует отнести развитие кадрового потенциала в инженерной и управленческой сферах, а также поддержку развития системы субконтрактации (производственной кооперации).

Дополнить пунктами 12, 13.

12) развитие кадрового потенциала в инженерной и управленческой сферах;

13) поддержка развития системы субконтрактации (производственной кооперации).

5.

ч. 1

ст. 5

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в сфере промышленной политики в первую очередь должны определять промышленную политику страны и координировать деятельность отраслей народного хозяйства.

Дополнить пунктом 1.

1) определяет промышленную политику и координирует деятельность отраслей народного хозяйства;

пункты 1-7 считать пунктами 2-8.

6.

ч. 3

ст. 5

В законопроекте нет четкого понятия «Уполномоченный орган Российской Федерации в сфере промышленной политики». Необходимо прописать, как он будет осуществлять свои функции, для кого его решения будут обязательны, а для кого будут носить рекомендательный характер.

3. Уполномоченный орган осуществляет полномочия в области формирования и реализации промышленной политики, установленные Правительством Российской Федерации, а также:

Уточнить понятие «Уполномоченный орган Российской Федерации в сфере промышленной политики», порядок исполнения указанным органом наделенных полномочий и практической реализации промышленной политики в регионах.

7.

ст. 7

В статье 7 органы местного самоуправления наделяются полномочиями в сфере промышленной политики без указания источника поддержки реализации указанных полномочий, что крайне необходимо, так как бюджеты муниципальных образований, в большинстве своем, дефицитны.

Статья 7.   Полномочия органов местного самоуправления в сфере промышленной политики

Органы местного самоуправления осуществляют стимулирование промышленной деятельности на территории муниципальных образований, если реализация соответствующих мер стимулирования промышленной деятельности определена как вопрос местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Рассмотреть возможность финансовой поддержки полномочий органов местного самоуправления по стимулированию промышленной деятельности на территории муниципальных образований.

8.

п. 1

ч. 2

ст. 9

Совет по промышленной политике создается при Президенте страны. Следовательно, он должен давать предложения о формировании и реализации промышленной политики Президенту Российской Федерации, а не Правительству Российской Федерации.

1) представляет Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации предложения о формировании и реализации промышленной политики;

Исключить слова «и Правительству Российской Федерации».

 

 

1) представляет Президенту Российской Федерации предложения о формировании и реализации промышленной политики;

9.

ч. 3

ст. 9

В Совете по промышленной политике при Президенте Российской Федерации нет представителей промышленной сферы регионов, на территории которых будет реализовываться промышленная политика страны.

3. В Совет по промышленной политике при Президенте Российской Федерации входят представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке основ государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной, налоговой деятельности, науки, образования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, сельского хозяйства, а также представители субъектов промышленной деятельности и организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности, общероссийских и отраслевых объединений работодателей, научного и образовательного сообщества, в том числе Российской академии наук, и экспертных организаций.

Включить в Совет по промышленной политике при Президенте Российской Федерации представителя от промышленности региона, в том числе предусмотреть проведение ротации представителей регионов через определенный период.

 

10.

ч. 1

ст. 10

гл. 2

 

Глава II. Меры стимулирования промышленной деятельности

Статья 10. Виды мер стимулирования промышленной деятельности

Недостаточно прописаны конкретные инструменты реализации декларируемых мер по поддержке промышленного производства, а главное – критерии их применения в конкретных случаях, что приводит к потенциальному риску предвзятости и неэффективному расходованию выделяемых государством ресурсов.

Несмотря на то что список направлений по поддержке промышленного производства весьма широк, очень важно, чтобы поддержка направлялась (использовалась) не только как инструмент создания новых производств, но и как инструмент повышения экономической эффективности уже существующих. Без стимулирования экономической эффективности, в особенности сырьевых отраслей и энергетического сектора (естественных монополистов, привыкших компенсировать свою неэффективность простым повышением цен), реально поддержать промышленное производство не удастся.

В законопроекте не нашли отражение стимулирование промышленной деятельности путем предоставления поддержки субъектам промышленной деятельности и организациям инфраструктуры поддержки промышленной деятельности в части:

- инжиниринговой деятельности. Тема поддержки инжиниринговой деятельности нуждается в выделении в особый приоритет при определении мер поддержки. Данное направление работы за последние годы было сильно запущено (даже в самых простых моментах, не говоря о современных отраслях, ранее сильные позиции утрачены, проектные разработки успешно забирают иностранные компании). Это не только уход денег за рубеж, но и пассивная роль промышленности с точки зрения использования предлагаемых решений и элементной базы (ориентация на импортное оборудование - во всем, даже там, где имеются отечественные аналоги). Конечно, нужно признать, что с точки зрения поддержки данной деятельности, инжиниринг – весьма сложное направление (оценка приоритетов, выбор критериев для инвестирования и т.д.). Здесь помимо оценки тематик, перспектив конкретных проектов есть смысл предусмотреть поддержку «школ» – институтов (центров) компетенций, генерирующих на системной основе конкурентоспособные проекты (решения). И в данной области очень важно использование прозрачных механизмов оценки – дабы отсечь коррупционную составляющую при выборе кандидатов на поддержку;

- производства базовых компонентов и комплектующих. Поддержка производства «элементной базы» в широком смысле (базовые компоненты, комплектующие), в первую очередь для приоритетных направлений промышленной деятельности, должна быть раскрыта более детально;

- производственного сервиса. Производственные сервисы весьма важное и перспективное направление, которое необходимо поддержать на уровне закона. При правильном развертывании это направление – простой, быстрый, малозатратный, но при этом мощный источник роста производительности труда / улучшения экономических показателей промышленного производства, в частности через аутсорсинг, а также инструмент решения социальных задач по повышению уровня занятости и росту уровня доходов населения. Социальная составляющая неминуемо возникает, когда крупные производства начинают проводить оптимизацию производственных расходов, и к такому сценарию нужно заранее готовиться;

- технического перевооружения;  

- поддержки экспортно ориентированных про­мышленных производств. Необходимо законодательно закрепить поддержку экспортно ориентированных  производств с высоким уровнем добавленной стоимости (по отношению к сырьевому экспорту). Во многих странах мира это просто один из необходимых критериев для какой бы то ни было поддержки вообще; 

- ограничения роста цен на материалы и энергоносители. Одной из главных проблем, тормозящих эффективность и конкурентоспособность российских предприятий, особенно машиностроения, является постоянный рост цен на материалы и энергоресурсы (цены на металл сравнялись с мировыми, стоимость электроэнергии стала на четверть выше, чем в среднем в странах Евросоюза, и в 2,5 раза, чем в США).

Для поддержания ценовой конкурентоспособности российских производителей, выпускающих продукцию не ниже уровня мировых стандартов, ввести жесткий государственный контроль за ценами предприятий-монополистов, при этом цены на материалы, особенно на металл, и энергоносители для отечественных производителей должны быть на 25-30 процентов ниже цен на Лондонской бирже.

 Изложить конкретно инструменты реализации декларируемых мер по поддержке промышленного производства, а главное – критерии их применения в конкретных случаях.

Законодательно отразить стимулирование промышленной деятельности путем предоставления субъектам промышленной деятельности и организациям инфраструктуры поддержки промышленной деятельности поддержки в части инжиниринговой деятельности, производства базовых компонентов и комплектующих, производственного сервиса, технического перевооружения, экспортно ориентированных производств, ограничения роста цен на материалы и энергоносители.

11.

ч. 1, 2 ст. 11

В название статьи 11 «Финансовая поддержка субъектов промышленной деятельности и организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности» включены организации инфраструктуры поддержки промышленной деятельности, а в частях 1 и 2  указанные организации отсутствуют. Для эффективного функционирования промышленных производств крайне важно развитие организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности, что невозможно без их финансовой поддержки.

 

 

Дополнить словами «и организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности».

1. Финансовая поддержка субъектов промышленной деятельности и организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности осуществляется в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также с учетом особенностей и состояния отраслей промышленности.

2. При осуществлении финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности и организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности в форме предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов нормативным правовым актом о предоставлении субсидии, принимаемым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, устанавливаются следующие особенности:

12.

п. 2

ч. 2

ст. 11

Пункт 2 части 2 статьи 11 не отражает поддержку субъектов промышленной деятельности.

2) установление штрафных санкций в сумме, эквивалентной предоставленной субсидии или более, при недостижении субъектами промышленной деятельности – получателями субсидий показателей эффективности использования субсидий, установленных при их предоставлении;

Исключить пункт 2.

Пункты 3, 4 считать пунктами 2, 3.

 

13.

ч. 2

ст. 11

Успешное развитие промышленного производства тесно связано с развитием социально-культурной сферы. В условиях дефицита высококвалифицированных кадров возрастает значимость строительства арендного жилья, которое повышает привлекательность промышленных предприятий для иногородних кадров и способствует их закреплению на предприятиях. Необходимо законодательно закрепить оказание содействия в формировании инфраструктуры для жилищного строительства, привлечении средств федерального бюджета в рамках государственно-частного партнерства для строительства жилья совместно с работодателями, включая арендное жилье.

Высокий моральный и физический износ промышленного оборудования, старение технологий и невозможность промышленных предприятий в условиях инфляционного удорожания ресурсов решать указанные проблемы сдерживают развитие промышленного сектора экономики. Посредством предоставления субсидий необходимо поддерживать техническое перевооружение промышленных предприятий.

Не менее актуальна поддержка промышленных предприятий в освоении производства, экспортной деятельности и внедрении энергосберегающих программ.

Дополнить пунктами 4, 5, 6.

4) предоставление субсидий в целях финансирования создания социальной инфраструктуры субъектов промышленной деятельности, включая строительство арендного жилья;

5) предоставление субсидий на освоение производства, экспортную деятельность и внедрение энергосберегающих программ;

6) субсидирование затрат не только на производство инновационной продукции, но и затрат на техническое перевооружение (закупка нового оборудования для замены физически и морально изношенного, в том числе с использованием заемных средств или в лизинг) предприятий, направленное на выпуск уже освоенной продукции, которая имеет спрос, необходима и востребована обществом;

Пункт 4 считать пунктом 7.

14.

ч. 3

ст. 11

Во многих странах предусмотрены меры поддержки промышленного производства (в форме налоговых освобождений) при размещении мощностей в особых районах. Поскольку Россия – огромная страна, в рамках данного закона было бы правильно предусмотреть аналогичную меру не только на федеральном, но и на региональном уровне (конкретные районы, или, возможно даже, муниципальные образования).

В тексте законопроекта отсутствуют направления поддержки промышленных предприятий, которые имеют и содержат наряду с производством, объекты социальной сферы – детские сады, оздоровительные лагеря, спортивные учреждения. Необходимо предусмотреть поддержку социального направления, обслуживаемого производственниками.

Дополнить словами «налоговых освобождений» и «и содержат объекты социальной сферы».

3. Финансовая поддержка устанавливается в виде налоговых льгот, налоговых освобождений или иных налоговых преференций в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе для субъектов промышленной деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты и содержат объекты социальной сферы,  включенные в перечень, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

15.

ч. 5

ст. 11

В законопроекте не прописана возможность предоставления средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов промышленной деятельности, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Дополнить абзацем.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов промышленной деятельности, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, могут предоставляться бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

16.

ст. 15

В статье необходимо предусмотреть финансовую поддержку промышленных предприятий, осуществляющих профессиональное обучение и стажировку работников организаций и незанятых граждан, в том числе за рубежом, а также внутрифирменное профессиональное обучение работников, включая возмещение из федерального бюджета части затрат на подготовку высококвалифицированных кадров.

На первый план должно выйти качество трудовых ресурсов и их рациональное использование. Этому будет способствовать создание системы признания профессиональных квалификаций и поддержки процессов развития независимой оценки качества образования, которые необходимо закрепить законодательно.

Дополнить пунктами 4, 5, 6.

4) финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности, осуществляющих профессиональное обучение и стажировку работников организаций и незанятых граждан, в том числе за рубежом;

5) финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности, осуществляющих внутрифирменное профессиональное обучение работников;

6) создания системы признания профессиональных квалификаций и поддержки процессов развития независимой оценки качества образования;

Пункт 4 считать пунктом 7.

17.

ч. 3

ст. 16

Условия специального инвестиционного контракта между Российской Федерацией и инвестором (инвесторами) должны обсуждаться не только уполномоченным органом, но и представителями субъекта (субъектов)  Российской Федерации, в котором (которых) будет реализовываться инвестиционный проект.

Дополнить абзацем.

В обсуждении условий специального инвестиционного контракта принимают участие субъекты Российской Федерации, в которых будет реализовываться инвестиционный проект.

18.

п. 3

ст. 17

Законодательно закрепить упрощение процедуры таможенного оформления и таможенного контроля товаров, произведенных промышленными предприятиями на экспорт.

 

Дополнить пунктом 3.

3) применения упрощенного порядка таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе возможность подачи таможенной декларации, декларирование товаров путем электронной подачи данных, освобождение от обязательных в иных случаях форм обеспечения доставки товаров под таможенным контролем, применение выборочного идентификационного и таможенного досмотра;

Пункт 3 считать пунктом 4.

19.

ч. 1

ст. 18

Необходимо законодательно закрепить, кем и на каком уровне устанавливается приоритет промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территории иностранных государств.

 

Законодательно закрепить, что приоритет промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территории иностранных государств, устанавливается соответствующим министерством Российской Федерации при участии Совета по промышленной политике при Президенте Российской Федерации.

20.

п. 2

ч. 3

ст. 21

В настоящее время проходит диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса в сторону увеличения производства гражданской продукции в связи с предстоящим сокращением объемов гособоронзаказа. Указанная переориентация военных производств необходима для максимального использования имеющегося потенциала предприятий. Необходимо законодательно закрепить использование производственно-технологического потенциала на создание современных образцов гражданской продукции.

Дополнить словами «а также гражданской продукции».

2) превращение производственно-технологического потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса в эффективный инновационный ресурс, обеспечивающий создание современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также гражданской продукции в интересах укрепления обороноспособности страны и безопасности государства, реализацию конкурентных преимуществ и сохранение позиций Российской Федерации на отечественном и мировом рынках высокотехнологичной продукции и услуг.

21.

п. 8

ч. 4

ст. 21

В рамках диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса важно развитие системы кооперации указанных предприятий с гражданскими организациями, включая малые и средние предприятия.

Дополнить пунктом.

8) развитие системы кооперации с гражданскими организациями, включая малые и средние предприятия.