Отчёт о работе комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам за период октябрь 2013 года – сентябрь 2014 года

 

Утвержден
 Постановлением
Ярославской областной Думы
от 30.09.2014 № 257

 

О Т Ч Е Т

о работе комитета

Ярославской областной Думы

по бюджету, налогам и финансам за прошедший период

(октябрь 2013 года – сентябрь 2014 года)

 

Комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам образован Постановлением Ярославской областной Думы шестого созыва от 01.10.2013 № 197.

В состав комитета входят 19 депутатов Ярославской областной Думы, из них 14 работают на профессиональной постоянной основе.

Председатель комитета – депутат Ярославской областной Думы       В.В. Денисов осуществляет общее руководство комитетом.

В комитете по бюджету, налогам и финансам работает два заместителя председателя комитета - депутаты Ярославской областной Думы А.Г. Гончаров и М.Л. Крупин, которые курируют вопросы ведения комитета в соответствии с закрепленными полномочиями.

А.Г. Гончаров курирует вопросы: налоговой политики, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, контроля за соблюдением и исполнением законов Ярославской области.

М.Л. Крупин курирует вопросы: об осуществлении банковской деятельности, о государственно-правовых гарантиях, о государственных заимствованиях, а также о взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Свою деятельность комитет осуществляет в соответствии с Регламентом Ярославской областной Думы, вопросами ведения комитета, программой законопроектной работы Ярославской областной Думы на текущий год и утвержденными в соответствии с ними планами работы комитета, а также поручениями Ярославской областной Думы.

Основными формами работы комитета являются регулярное проведение заседаний комитета, заседаний рабочих групп с привлечением заинтересованных лиц и представителей Правительства Ярославской области, руководителей и сотрудников федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Ярославской области.

В целях проведения комплексного изучения правового регулирования отношений в области бюджетного процесса на территории Ярославской области для его дальнейшего совершенствования, повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе», решением комитета по бюджету, налогам и финансам от 11.02.2014 № 7 была создана рабочая группа по проведению мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе».

Указанная рабочая группа провела четыре заседания. В целях дальнейшего совершенствования бюджетного процесса в региональном законодательстве по основным направлениям проведения правового мониторинга Закона Ярославской области «О бюджетном процессе» Ярославская областная Дума приняла Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», подготовленный депутатами Ярославской областной Думы.

В указанном законе приводится региональное бюджетное законодательство в соответствие с последними изменениями федерального законодательства, в том числе и с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2014 года.

Ярославская областная Дума приняла Постановление от 24.06.2014 № 208 «Об итогах правового мониторинга Закона Ярославской области «О бюджетном процессе».

Следует отметить, что на основании Постановления Ярославской областной Думы от 18.02.2014 № 26 «О внесении изменений в статью 47 Регламента Ярославской областной Думы» решением комитета от 18.03 2014 № 15 создан экспертный совет при комитете Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам в целях проведения экспертных исследований по вопросам ведения комитета для повышения эффективности его работы, в том числе с целью активного участия в разработке государственных программ Ярославской области.

Экспертный совет создан и в целях координации деятельности комитета и его взаимодействия с органами государственной власти Ярославской области, федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, хозяйствующими субъектами, общественными, научными и иными организациями Ярославской области для подготовки решений по вопросам, относящимся к ведению комитета Думы.

За отчетный период экспертный совет провел четыре заседания.

С октября 2013 года по сентябрь 2014 года комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам провел 15 заседаний. За это время принято 92 решения, в том числе 50 – по проектам законов Ярославской области, 6 – по различным вопросам совершенствования налогового и бюджетного законодательства Ярославской области и Российской Федерации, 13 – по информации Правительства Ярославской области и Контрольно-счетной палаты Ярославской области по различным направлениям финансово-хозяйственной деятельности.

В числе вопросов, рассмотренных комитетом, основное место занимали проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование отношений в сфере бюджетного и налогового законодательства Ярославской области. В первую очередь это проект областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, законопроекты, предусматривавшие внесение изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», а также утверждение отчета об исполнении областного бюджета за 2013 год.

В отчетном периоде велась работа по уточнению редакции Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Комитетом рассмотрено 3 законопроекта о внесении изменений в бюджет на текущий финансовый год, связанных с необходимостью корректировки показателей в ходе его исполнения, а в отдельных случаях – в связи с необходимостью приведения указанного закона в соответствие с федеральным законодательством или необходимостью финансирования основных направлений хозяйственной деятельности в Ярославской области.

На заседаниях комитета рассматривались информации Правительства Ярославской области об исполнении областного бюджета за девять месяцев 2013 года и за первое полугодие 2014 года.

Проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» рассматривался на 4 заседаниях комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.

В связи с изменениями, внесенными в 2013 году в федеральное законодательство, главной новацией при принятии закона об областном бюджете является переход с 2014 года к формированию расходов областного бюджета в рамках государственных программ Ярославской области.

В феврале, марте, мае, июне и сентябре 2014 года комитетом рассмотрены и Ярославской областной Думой приняты законы Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Эти изменения были подготовлены в связи с необходимостью корректировки доходной и расходной частей областного бюджета на 2014 год и на плановый период, в том числе с учетом решений органов государственной власти Российской Федерации, Ярославской области и предложений, внесенных депутатами Ярославской областной Думы.

Одним из важных направлений работы комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам являлось совершенствование налогового законодательства Ярославской области. К числу основных налоговых законопроектов, рассмотренных комитетом, следует отнести:

          - «О внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области»;

          - «О внесении изменений в статью 1 Закона Ярославской области «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты»;

          - «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Ярославской области «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты»;

          - «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»;

          - «О проекте закона Ярославской области «О признании утратившим силу абзаца второго части 1 статьи 3 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» и внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»;

          - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах»;

          - «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О введении на территории Ярославской области патентной системы налогообложения».

В части совершенствования бюджетного законодательства в отчетном периоде комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам рассмотрел законопроекты:

          - «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе»;

          - «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О сроке составления и утверждения проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Ярославской области»;

          - «О внесении изменений в статью 3 Закона Ярославской области «О государственно-правовых гарантиях Ярославской области» и Закон Ярославской области «О государственных заимствованиях и государственном долге Ярославской области»;

          - «О направлении средств областного бюджета, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда»;

          - «О прозрачности финансирования профессиональных спортивных команд (клубов)».

В части совершенствования межбюджетных отношений в отчетном периоде комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам рассмотрел законопроект «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях».

Проводилась работа по рассмотрению проекта закона Ярославской области «Об отдельных вопросах организации деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований».

Комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам рассмотрел и ряд законопроектов социальной направленности.

Особое место занимает бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, законопроекты, предусматривающие внесение изменений в Закон Ярославской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», а также утверждение отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области за 2013 год.

В течение года рассмотрены различного рода информации, представленные Правительством Ярославской области, Контрольно-счетной палатой Ярославской области, федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, а также отчеты по результатам проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой Ярославской области, планы работы и отчеты о проделанной работе комитета, Контрольно-счетной палаты Ярославской области. Важное место занимают следующие вопросы:

- «Об информационном письме прокуратуры Ярославской области о необходимости совершенствования законодательства Ярославской области в сфере осуществления государственного финансового контроля»;

- «Об информационном письме Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области о сроках уплаты транспортного налога физическими лицами»;

          - «Об информационном письме прокуратуры Ярославской области о законодательном регулировании вопросов, связанных с установлением налоговых ставок»;

- «Об отчете Контрольно-счетной палаты Ярославской области по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ годового отчета об исполнении бюджета Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области» за 2012 год»;

- «Информация Правительства Ярославской области о государственной программе Ярославской области «Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области»;

- «Информация Правительства Ярославской области о совокупной кредиторской задолженности областного бюджета по софинансированию муниципальных контрактов и сроках ее погашения»;

- «О финансировании плана мероприятий в рамках проведения Года промышленности в Ярославской области в 2015 году»;

- «Информация Главного управления МЧС России по Ярославской области «О повышении безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области»;

          - «Об отчете о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области за 2013год».

Следует отметить работу членов комитета по рассмотрению планируемых бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Ярославской областной Думы на 2015 год, а также вопросов исполнения сметы расходов на содержание Ярославской областной Думы за 2013 год.

В отчетном периоде постоянно проводился анализ поступивших в комитет законодательных инициатив по вопросам совершенствования федерального законодательства и обращений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

В комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам за отчетный период из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поступило 86 проектов федеральных законов. Два поступивших законопроекта были поддержаны депутатами на заседаниях комитета.

Одним из аспектов деятельности комитета являлось рассмотрение проекта обращения Ярославской областной Думы к Президенту Российской Федерации «Об изменении порядка зачисления акцизов на нефтепродукты».

Большое внимание в своей работе комитет уделял рассмотрению обращений различных заинтересованных организаций Ярославской области по вопросам совершенствования налогового и бюджетного законодательства. Среди них особое место занимают вопросы:

- «Об обращении члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.И. Лисицына»;

- «Об обращении в Ярославскую областную Думу Администрации городского округа город Рыбинск по вопросу финансирования в 2014 году капитального строительства по берегоукреплению левого берега р. Волга».

Также были приняты решения по вопросам:

          - «О рассмотрении кандидатур представителей Ярославской областной Думы в комиссиях и рабочих группах при Правительстве Ярославской области»;

- «О досрочном освобождении от замещаемой государственной должности Ярославской области аудитора Контрольно-счетной палаты Ярославской области»;

          - «О награждении Почетным знаком Ярославской областной Думы «За вклад в развитие Ярославской области»;

          - «Об исполнении сметы расходов на содержание Ярославской областной Думы за 2013 год»;

- «О планируемых бюджетных ассигнованиях на обеспечение деятельности Ярославской областной Думы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Большое внимание в отчетном периоде уделялось взаимодействию с законодательными органами соседних регионов Российской Федерации.     С 14 по 16 мая 2014 года члены комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам в составе делегации Ярославской областной Думы приняли участие в выездном рабочем совещании в Законодательном Собрании Калужской области по обмену опытом законотворческой деятельности по вопросам взаимодействия федерального, регионального и местных бюджетов, социально-экономического развития и привлечению инвестиций в регион, вопросам налоговой политики и местного самоуправления.

Ознакомились с пакетом законов Калужской области в части поддержки инвестиционной деятельности и бюджетной политики в регионе.

Приняли к сведению опыт работы экспертного совета при законодательном Собрании Калужской области.

В результате трехдневного рабочего визита делегации Ярославской областной Думы был подготовлен и согласован проект Соглашения о межпарламентском сотрудничестве между Ярославской областной Думой и Законодательным Собранием Калужской области. Процедуру подписания указанного Соглашения было решено провести во время визита Председателя Законодательного Собрания Калужской области В.С. Бабурина в Ярославскую областную Думу. Данная встреча и подписание Соглашения состоялись 13 августа 2014 года в Ярославле.

Всего в комитет по бюджету, налогам и финансам за истекший период поступило 890 документов, которые были рассмотрены как на заседаниях комитета, так и отдельными депутатами.

Важным направлением работы комитета по бюджету, налогам и финансам является рассмотрение обращений и предложений отдельных граждан и организаций по вопросам, относящимся к ведению комитета. По каждому обращению принимались соответствующие решения или давались исчерпывающие ответы.

Депутаты – члены комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам участвовали в законотворческой работе, вносили на рассмотрение Ярославской областной Думы законопроекты и поправки к проектам законов, ряд из которых был принят.

Члены комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам принимали участие в работе комиссий при Правительстве Ярославской области.

Члены комитета приняли активное участие в работе коллегии Контрольно-счетной палаты Ярославской области.

Депутаты А.Г. Гончаров, В.В. Денисов, Е.Н. Заяшников, М.Л. Крупин Б.Е. Немцов вносили проекты решений комитета и проекты постановлений Ярославской областной Думы по вопросам, рассматриваемым на заседаниях комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам и Ярославской областной Думы.

Большое внимание комитет уделяет повышению качества принимаемых нормативных документов. С этой целью все проекты законов Ярославской области, рассматриваемые на заседаниях комитета, направляются на заключение в правовое управление аппарата Ярославской областной Думы, прокуратуру Ярославской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, а законопроекты, внесенные депутатами Ярославской областной Думы, направляются на заключение Губернатору Ярославской области. Все поступившие в комитет предложения и замечания рассматриваются при доработке законопроектов.

За отчетный период в комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам не поступило ни одного протеста прокурора Ярославской области с требованием приведения законов Ярославской области в соответствие с действующим законодательством. Это говорит о высоком уровне законотворческой деятельности.

Комитет в ходе своей работы осуществляет постоянный контроль за исполнением принятых решений. Решения, содержащие предложения и рекомендации Губернатору Ярославской области, Правительству Ярославской области, иным государственным органам, органам местного самоуправления, направляются им для рассмотрения. Полученные ответы доводятся до сведения заинтересованных лиц. По мнению депутатов комитета, контроль за исполнением законодательства Ярославской области является необходимой составной частью результативной работы комитета и Ярославской областной Думы в целом.

В своей работе комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам тесно взаимодействует с другими комитетами Ярославской областной Думы, Контрольно-счетной палатой Ярославской области, департаментом финансов Ярославской области, управлением Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ярославской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, соответствующими комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

За истекший период депутаты – члены комитета активно участвовали в его работе, обеспечивали необходимую явку, внимательно изучали все предоставленные материалы комитета и принимали взвешенные решения. В заседаниях комитета также принимали участие депутаты, не являющиеся его членами. Все это способствовало глубокому и всестороннему анализу законопроектов и иных документов, представленных в комитет для рассмотрения.

За это время оформлено и направлено в протокольный сектор отдела по организации текущих мероприятий организационного управления аппарата Ярославской областной Думы 25 проектов законов Ярославской области и 64 проекта постановлений Ярославской областной Думы.

В целом за период с октября 2013 года по сентябрь 2014 года комитет Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам провел интенсивную законотворческую работу. Принятые решения обеспечили надлежащую правовую среду для реализации политики органов государственной власти Ярославской области в сфере налогово-бюджетных и финансово-кредитных отношений.