Проект постановления

Об утверждении Положения об этике депутата Ярославской областной Думы

  • Дата внесения : 27 января 2014
  • Входящий номер : 197
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; Капралов А.А.; Кузьмин А.В.; Исаев П.В.

  • Профильный комитет : Комитет по депутатской деятельности, правопорядку и информационной политике
  • Статус : Отозвано

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект

вносят депутаты

Ярославской областной Думы:

А.А. Капралов, А.В. Кузьмин, П.В. Исаев

 

Ярославская областная Дума

шестого созыва

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от                                                                                                    №

г. Ярославль

 

Об утверждении

Положения об этике

депутата Ярославской

областной Думы

  Ярославская областная Дума

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

Утвердить прилагаемое Положение об этике депутата Ярославской областной Думы

 

Председатель Ярославской

областной Думы                                                                  М.В. Боровицкий

 

 

Утверждено

Постановлением

Ярославской областной Думы

от _____________ № ____

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭТИКЕ ДЕПУТАТА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

 

Положение об этике депутата Ярославской областной Думы (далее - Положение) устанавливает основные этические принципы и нормы поведения, которые депутат Ярославской областной Думы должен соблюдать при исполнении своих депутатских полномочий, а также содержит меры ответственности за нарушение основных этических норм и требований предусмотренных настоящим Положением.

К области ведения Положение относятся отношения, не урегулированные законодательством или нормативными правовыми актами Ярославской областной Думы.

Положение является актом саморегулирования деятельности депутатов Ярославской областной Думы – высшего и единственного органа законодательной  власти Ярославской области, основывается на Конституции Российской Федерации, Уставе Ярославской области, Законе Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы», иных правовых актах, а также признанных Российской Федерацией нормах международного права.

Положение призвано содействовать повышению авторитета Ярославской областной Думы, укреплению доверия граждан к законодательной власти Ярославской области.

1. Общие принципы депутатской этики.

Депутат Ярославской областной Думы (далее - депутат), сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

1.1. Быть патриотом России, отстаивать ее национальные интересы;

1.2. Служить примером неукоснительного соблюдения закона и уважения к нему;

1.3. Способствовать реализации и защите признанных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Ярославской области прав и свобод человека и гражданина;

1.4. Проявлять высокие нравственные качества и осуществлять свою деятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями: ответственность, честность и искренность по отношению к людям, равноправие, справедливость, уважительность, принципиальность, бескорыстие, доброжелательность, компетентность;

1.5. Исполнять свои депутатские обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Ярославской областной Думы и в интересах избирателей;

1.6. Депутат обязан заботиться о своей репутации, воздерживаться от всякой деятельности и поступков, которые могут нанести ущерб его авторитету, а так же авторитету Ярославской областной Думы; 

2. Взаимоотношения депутата с избирателями.

Депутат несет только личную, персональную ответственность перед избирателями за свои обещания, данные в период предвыборной кампании, а так же политического объединения, которое он представляет. Представляя интересы своих избирателей, депутат должен:

2.1. Признавать приоритет прав, свобод и законных интересов граждан и действовать в соответствии с законными интересами избирателей своего избирательного округа.

2.2. Осуществлять свою деятельность в соответствии с наказами избирателей и обещаниями, данными депутатом в период предвыборной кампании.

2.3. Не давать публичных обещаний, которые заведомо не могут быть выполнены.

2.4. На встречах с избирателями представлять достоверную информацию о своей деятельности и деятельности Ярославской областной Думы.

2.5. Деятельность депутата должна быть направлена на достижение благополучия и процветания государства и региона. Депутат в своей деятельности руководствуется целями и задачами экономического, социального и культурного развития Ярославской области и Российской Федерации.

2.6. Проявлять уважение и терпимость к убеждениям избирателей, традициям, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному миру и согласию.

2.7. Проявлять выдержку и корректность, особенно в тех ситуациях, когда собственная позиция депутата расходится с мнением избирателя.

2.8. Ответ на обращения граждан должен быть дан заявителю в течение не более 30 календарных дней.

 3. Правила депутатской этики связанные с работой в Ярославской областной Думе и взаимоотношениями между депутатами.

3.1. Отношения между депутатами строятся на основе равноправия. Депутат обязан уважать права и достоинство других депутатов. В публичных выступлениях, обращениях, заявлениях депутаты должны обращаться друг к другу в форме «уважаемый депутат», «уважаемый коллега», «уважаемый председатель», с добавлением фамилии или без нее.

3.2. При участии в работе Ярославской областной Думы депутат обязан соблюдать лояльное отношение к другим депутатам, независимо от их социального статуса и политических взглядов.

3.3. При выступлении на заседаниях Ярославской областной Думы, постоянных (временных) комитетов или комиссий, депутат обязан соблюдать Регламент Ярославской областной Думы, высказываться только по обсуждаемому вопросу, соблюдать этику межличностных отношений.

Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий вправе призвать его придерживаться темы обсуждаемого вопроса.

3.4. В публичных выступлениях депутат обязан:

а) быть сдержанным и умеренным в своих высказываниях;

б) всегда оставаться в рамках официальной вежливости;

в) уважительно относиться к мнению оппонентов;

3.5. В публичных выступлениях депутату запрещается:

а) навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных действий;

г) употреблять оскорбительных и некорректных выражений в адрес депутатов;

д) призывать к незаконным и насильственным действиям;

е) распространять информацию, не подтвержденную официально.

3.6. Использование в выступлениях оскорбительных, невежливых обращений или высказываний депутатов по отношению друг к другу, личностных аргументов, распространение порочащей того или иного депутата недостоверной либо лживой информации, затрагивающей честь и достоинство депутата, квалифицируются как грубое нарушение депутатской этики.

3.7. В случае умышленного или неосторожного употребления в своем публичном выступлении недостоверных либо непроверенных фактов депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы, а так же честь и достоинство, и деловая репутация были затронуты этим выступлением.

3.8. Депутат не имеет права формировать общественное мнение с целью причинения морального вреда чести и достоинству другого депутата.

3.9. Депутат должен соблюдать принципы конфиденциальности в отношении информации, относящейся к личной жизни другого депутата, полученной в ходе осуществления депутатской деятельности.

3.10. Депутат должен присутствовать на заседаниях Ярославской областной Думы, заседаниях постоянных комитетов членом которых он является, а так же участвовать в работе рабочих групп. Отсутствие депутата допускается только по уважительной причине.

Депутат письменно извещает своим заявлением о причине своего отсутствия на заседании Ярославской областной Думы Председателя Ярославской областной Думы накануне или в течении 7 дней после его проведения. Председатель Ярославской областной Думы может направить обращение в Комитет по депутатской деятельности, этике и регламенту для проверки уважительности причины отсутствия конкретного депутата на заседании Ярославской областной Думы.

Подобный порядок распространяется и в отношении отсутствия депутата на заседании постоянных комитетов членом, которых он является. В данном случае, заявлением о причине своего отсутствия должно быть направленно председателю комитета. Председатель комитета, на заседании которого не присутствовал депутата, так же может направить обращение в Комитет по депутатской деятельности, этике и регламенту для проверки уважительности причины отсутствия депутата на заседании постоянного комитета.

3.11. Председатель Думы и председатели постоянных комитетов обязаны предоставлять обобщению информацию о посещаемости депутатами заседаний Ярославской областной Думы и постоянных комитетов в Комитет по депутатской деятельности, этике и регламенту. В случае отсутствия депутата на том или ином заседании, должно быть отмечено по какой причине это произошло.

 4. Взаимоотношения депутата с руководителями и должностными лицами органов государственной власти Ярославской области, государственными органами Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, другими организациями Ярославской области.

4.1. Депутат, выступая на заседаниях Ярославской областной Думы и ее органах, на пресс-конференциях, митингах, в своих публичных заявлениях, комментируя деятельность государственных и общественных органов и организаций, руководителей и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, обязан использовать только достоверные, проверенные факты.

4.2. Депутат не имеет права разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую или служебную тайну, ставшую известной ему в связи с исполнением депутатских обязанностей.

4.4. Депутат обязан использовать депутатские бланки только для официальных обращений, писем и документов.

 5. Взаимодействие со средствами массовой информации.

5.1. Эффективность деятельности депутата зависит от доверия со стороны общества, от должного понимания обществом мотивов принятия тех или иных решений. В целях объективного, достоверного и оперативного информирования о депутатской деятельности, депутат должен взаимодействовать с представителями средств массовой информации.

5.2. При освещении своей деятельности в средствах массовой информации депутат должен проявлять осмотрительность, предоставляя средствам массовой информации подробные сведения о ходе выполнения им своих депутатских обязанностей.

5.3. Депутат должен  соблюдать принцип конфиденциальности той информации, разглашение которой может повлечь нарушение законных прав и свобод граждан.

5.4. Депутат должен проявлять сдержанность и корректность при комментировании решений своих коллег.

5.5. Депутат, отвечая на публичную критику, должен проявлять сдержанность и осмотрительность.

 6. Этические запреты.

6.1. Депутат не может нарушать законодательство и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а так же нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, он должен руководствоваться правилами поведения, установленными настоящим Положением.

6.2. Депутат не должен использовать в личных целях, а также в интересах лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, преимущества своего депутатского статуса, незаконно расширять круг своих полномочий.

6.3. Депутат не должен использовать предоставленную ему государственными и муниципальными органами, организациями, предприятиями и учреждениями, руководителями и должностными лицами служебную информацию для извлечения личной выгоды.

6.4. Депутату запрещается разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие ему известными в связи с осуществлением своих полномочий, если он предварительно не получил на это согласие.

         6.5. Депутату запрещается использовать в своих личных целях имущество, в том числе депутатские приемные, транспортные средства, средства связи, оргтехнику, а также другое имущество, предоставленное ему для выполнения депутатских обязанностей.

         6.6. Депутату запрещается незаконно вмешиваться в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.

         6.7. Депутат несет личную ответственность за нарушение норм депутатской этики, предусмотренных данным Положением.

        6.8. Депутат несет моральную ответственность за неэтичное поведение своих помощников.

7. Порядок рассмотрения вопросов депутатской этики.

  7.1. К рассмотрению вопросов о депутатской этике относятся вопросы индивидуального поведения депутатов, направленные на сохранение и повышение авторитета законодательной власти Ярославской областной.

7.2. Рассмотрение и толкование этичности поведения депутата, совершаемых им поступков входит в компетенцию  Комитета по депутатской деятельности, этике и регламенту Ярославской областной Думы (далее – Комитет).

7.3. В полномочия Комитета входит рассмотрение следующих вопросов:

а) проверки уважительности причин отсутствия депутата на заседании Ярославской областной Думы и ее рабочих органов;

б) не выполнения поручения Ярославской областной Думы и ее органов;

в) нарушения Регламента Ярославской областной Думы;

г) оценки действий депутата, нарушившего предписания настоящего Положения;

д) рассмотрения жалоб депутатов на действия физических и юридических лиц, посягающих на их честь и достоинство в период выполнения депутатских обязанностей и полномочий.

7.4. Комитет рассматривает вопросы, связанные с нарушением норм депутатской этики:

а) по письменному заявлению депутата Ярославской областной Думы;

б) по письменному заявлению группы депутатов Ярославской областной Думы;

в) по письменному заявлению председателя, заместителей председателей и председателей постоянных комиссий Ярославской областной Думы;

г) по письменному заявлению руководителя или должностного лица государственного органа, органа местного самоуправления;

д) по письменному заявлению граждан;

7.5. Анонимные заявлению Комитет не рассматривает.

7.6. При получении обращений граждан, в которых содержится отрицательная оценка деятельности депутата, Комитет знакомит депутата с поступившим обращением, о чем депутатом делается соответствующая запись на тексте обращения об ознакомлении.

7.7. Комитет вправе проводить открытые, закрытые заседания, вопрос о форме каждого заседания решается большинством голосов членов Комитета.

7.8. На заседания Комитета приглашаются заявители, заинтересованные депутаты Думы и другие лица, присутствие и объяснения которых на заседании целесообразно.

7.9. Депутат Думы, являющийся членом Комитета, не участвует в проверках и в голосовании на заседании Комитета по заявлению о нарушении им самим норм депутатской этики.

7.10. Представители средств массовой информации могут присутствовать только на открытых заседаниях комиссии.

7.11. Комитет не вправе рассматривать вопросы, относящиеся к компетенции суда, прокуратуры, отдела внутренних дел  и иных правоохранительных органов. В случае обнаружения фактов противоправных действий или бездействий допущенных депутатом,  нарушающих законодательство Российской Федерации и относящиеся к компетенции суда, прокуратуры, отдела внутренних дел  и иных правоохранительных органов. Комитет должен передать имеющуюся информацию в правоохранительные органы.

7.12. По результатам рассмотрения вопросов, связанных с нарушением норм депутатской этики, Комитет вправе принять следующее решение (решения):

а) рассмотреть поступившую информацию и принять решение об отсутствии факта нарушения норм депутатской этики;

б) объявить депутату замечание;

в) обязать депутата принести публичные извинения;

г) рекомендовать Ярославской областной Думе обязать депутата принести публичные извинения, в случае если он не выполняет решение Комитета;

д) рекомендовать Ярославской областной Думе принять решение по объявлению депутату замечания;

е) рекомендовать  Ярославской областной Думе принять решение к оглашению на заседании Ярославской областной Думе и через средства массовой информации о фактах нарушении депутатом норм депутатской этики;

ж) рекомендовать Ярославской областной Думе рассмотреть поведение депутата на заседании Ярославской областной Думе в случае невыполнения депутатом решений Комитета;

з) рекомендовать Председателю Ярославской областной Думы лишить депутата, работающего на постоянной профессиональной основе, права в полном объеме либо в части на получение дополнительных выплат предусмотренных трудовым законодательством;

и) рекомендовать  Ярославской областной Думе принять решение о лишении депутата слова на одно и более заседание.

7.13. Ярославская областная Дума на основании рекомендаций Комитета может рассмотреть вопрос о поведении депутата на своем заседании.

По результатам рассмотрения Ярославская областная Дума может принимать по отношению к депутату следующие меры воздействия:

а) рассмотреть поступившую информацию и принять решение об отсутствии факта нарушения норм депутатской этики;

б) объявить депутату замечание;

в) огласить на заседании Ярославской областной Думе и через средства массовой информации о фактах нарушения депутатом норм депутатской этики;

г) обязать депутата принести публичные извинения.

д) лишить депутата слова на одно и более заседание.

8. Заключительные положения

Изменения и дополнения в настоящее Положение могут вноситься решением Ярославской областной Думы по предложениям депутатов, либо комитетов Ярославской областной Думы.

 


Пояснительная записка

к проекту постановления Ярославской областной Думы

«Об утверждении Положения об этике депутата Ярославской областной Думы»

 

 

Положение об этике депутата Ярославской областной Думы (далее - Положение) устанавливает основные этические принципы и нормы поведения, которые депутат Ярославской областной Думы должен соблюдать при исполнении своих депутатских полномочий, а также содержит меры ответственности за нарушение основных этических норм и требований предусмотренных настоящим Положением.

К области ведения Положение относятся отношения, не урегулированные законодательством или нормативными правовыми актами Ярославской областной Думы.

Положение является актом саморегулирования деятельности депутатов Ярославской областной Думы – высшего и единственного органа законодательной  власти Ярославской области, основывается на Конституции Российской Федерации, Уставе Ярославской области, Законе Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы», иных правовых актах, а также признанных Российской Федерацией нормах международного права.

Положение призвано содействовать повышению авторитета Ярославской областной Думы, укреплению доверия граждан к законодательной власти Ярославской области.

Перечень нормативных правовых актов Ярославской области,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта 

  1. Закон Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы»;
  2. Регламент Ярославской областной Думы;
  3. Принятие «Положения о поощрении депутатов Ярославской областной Думы». Либо вносить дополнения с определением критериев в Постановление от 14 февраля 2012 г. N 20 «О порядке осуществления иных дополнительных выплат депутатам Ярославской областной Думы».