Проект постановления

О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

  • Дата внесения : 4 апреля 2022
  • Входящий номер : 832
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; Фракция ЛДПР

  • Профильный комитет : Комитет по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления
  • Статус : Отклонено

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект вносится Фракцией ЛДПР

Ярославской областной Думы

                                                                                         

                     

 

 Ярославская областная Дума

седьмого созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от _____________                                              №____________

 г. Ярославль

 О внесении изменений в Государственную Думу

 Федерального Собрания Российской Федерации

 в качестве законодательной инициативы проекта

 федерального закона «О внесении изменения

 в статью 14 Федерального закона

 «О гражданстве Российской Федерации».

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Ярославская областная Дума

                                        ПОСТАНОВИЛА:

  1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
  2. Направить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в Правительство Российской Федерации на заключение.
  3. Уполномочить депутата Ярославской областной Думы Лобанову Ирину Валерьевну представлять указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
  4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
  5. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ-Регион».

Председатель

Ярославской областной Думы                                                               М.В. Боровицкий


 Внесен

Ярославской областной Думой

Проект

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменения в статью 14 Федерального закона

"О гражданстве Российской Федерации"

 

Внести в пункт "а" части шестой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2006, № 2, ст. 170; 2007, № 49, ст. 6057; 2008, № 40, ст. 4498; 2009, № 1, ст. 9, N 26, ст. 3125; 2013, № 27, ст. 3461, 3477; 2014, № 16, ст. 1828, 1829; № 26, ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2016, № 18, ст. 2500; 2018, № 53, ст. 8470; 2019, № 27, ст. 3530; 2020, № 17, ст. 2712, № 29, ст.4519; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 декабря 2020 года, № 0001202012300052) изменение, заменив слова "на территории Российской Федерации;" словами "на территории Российской Федерации. Если ребенок проживает на территории иностранного государства, такое согласие не требуется в случае, если брак родителей расторгнут, или родитель, являющийся иностранным гражданином, лишен родительских прав либо признан недееспособным, или ребенок является лицом без гражданства;".

Президент

Российской Федерации

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

Целью предлагаемой законопроектом поправки является совершенствование упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, один из родителей которого – гражданин Российской Федерации.

Необходимость поправки обусловлена тем, что в настоящее время в случае конфликта в семьях требование Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" об обязательном согласии родителя-иностранца зачастую становится непреодолимым препятствием для оформления российского гражданства ребенку, проживающему за рубежом и являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, у которого один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а второй – иностранный гражданин.

При этом отсутствие у ребенка российского гражданства приводит к невозможности защиты его интересов со стороны Российской Федерации (в том числе посредством оказания дипломатической и консульской поддержки),
а также существенно затрудняет реализацию родителем – соотечественником хотя бы минимального объема родительских прав, гарантируемых законодательством Российской Федерации.

Ситуация усугубляется тем, что у ребенка, постоянно проживающего за рубежом, являющегося гражданином иностранного государства, один из родителей которого – гражданин России, подлинная устойчивая связь имеется прежде всего с государством постоянного проживания. Соответственно, родитель-иностранец оказывается в более выигрышном положении с точки зрения реализации своих родительских прав, поскольку в его распоряжении имеется весь комплекс правоприменительных механизмов, предусмотренных законодательством иностранного государства. Особенно это характерно для случаев, когда брак родителей расторгнут, а связь с родителем – иностранным гражданином затруднена или полностью разорвана.

Предлагаемые поправки допускают возможность принятия в гражданство Российской Федерации детей, одним из родителей которых является иностранный гражданин, без согласия последнего в случае, если родители разведены, а также если родитель – иностранный гражданин лишён родительских прав либо признан недееспособным или если ребёнок является лицом без гражданства.

Возможность принятия в гражданство Российской Федерации ребенка посредством одностороннего волеизъявления родителя-соотечественника без согласия родителя-иностранца не противоречит существующим международно-правовым подходам к проблематике гражданства детей. Так, в статье 7 Конвенции ООН о правах ребенка предусмотрено обязательство государства – участника Конвенции предоставлять детям гражданство в соответствии с его законодательством. При этом требование о согласии обоих родителей на предоставление ребенку гражданства того или иного государства в Конвенции не содержится.

Вопрос об отмене требования о получении согласия родителя-иностранца уже на протяжении длительного времени настойчиво ставится организациями и частными лицами из числа соотечественников, проживающих за рубежом. При этом имеется целый ряд широко известных конфликтов, при урегулировании которых фактор наличия или отсутствия у ребенка российского гражданства сыграл первостепенную роль.

Внесение предлагаемой поправки способствовало бы созданию дополнительного механизма защиты интересов российских граждан, проживающих за рубежом, а также подкрепило бы усилия Российской Федерации по налаживанию и развитию более тесных связей с зарубежными соотечественниками. 


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона

"О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Реализация данного Федерального закона будет осуществляться за счет и в пределах установленных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующими компетентными федеральными органами исполнительной власти функций по оформлению гражданства Российской Федерации. 


ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" потребует внесение изменений в пункт 19 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.