Проект закона

О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области

  • Дата внесения : 3 декабря 2014
  • Входящий номер : 4525
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; А.Б.Окладников, А.Н.Тарасенков

  • Профильный комитет : Комитет по аграрной политике, экологии и природопользованию
  • Статус : Принято Думой

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект вносят

депутаты Ярославской областной Думы

А.Б.Окладников, А.Н.Тарасенков

 

 

 

З А К О Н

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области

 

Принят Ярославской областной Думой

«____»_____________ 2014 года

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами регулирует вопросы перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области.

 

Статья 2. Перераспределение полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления

1. К полномочиям органов государственной власти Ярославской области относятся полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области по решению следующих вопросов местного значения:

организация утилизации бытовых и промышленных отходов;

организация переработки бытовых и промышленных отходов.

2. Полномочия, перераспределенные в соответствии с настоящей статьей, осуществляются органами исполнительной власти Ярославской области в порядке, установленном Правительством Ярославской области.

 

Статья 3. Срок перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области

Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области в соответствии со статьей 2 настоящего Закона осуществляется до 31 декабря 2019 года.

 

Статья 4. Финансирование осуществления полномочий, перераспределенных  в соответствии с настоящим Законом

Полномочия, перераспределенные между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области в соответствии с  настоящим Законом, осуществляются органами государственной власти Ярославской области за счет средств областного бюджета.

 

Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. 

 

 

Губернатор

Ярославской области                                                                     С.Н. Ястребов

 

«_____»_____________2014 г. 

№_______

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к проекту закона  Ярославской области

 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области»

Сфера обращения с твердыми бытовыми отходами включает экологические (охрана окружающей среды), экономические (финансовая несостоятельность большей части ОРО, расходы на ликвидацию несанкционированных свалок, отсутствие экономических стимулов для вторичного использования отходов) и социальные (неудовлетворительная санитарно-эпидемиологическая обстановка) аспекты.

На сегодняшний день в Ярославской области официально вывозится на полигоны  ТБО порядка 2,1 млн. м3 в год. При этом фактическое образование отходов по данным экспертов значительно больше. Это во многом обусловлено отсутствием контроля и учета отходов подлежащих захоронению.

Полигоны, функционирующие на территории Ярославской области, не отвечают установленным нормам, более половины из них уже переполнены, а оставшаяся часть близка к 100%  заполняемости. Следует отметить, что за счет функционирования действующих объектов не создано ни одного объекта захоронения ТБО и не проведена рекультивация уже заполненных полигонов, что приводит в свою очередь к дополнительным расходам из бюджетов всех уровней.

Порядка 80% полигонов экономически несостоятельны, бюджеты таких полигонов не способны обеспечить соответствие ОРО (объектов размещения отходов) действующему законодательству. Несоответствие правилам эксплуатации полигонов приводит к возникновению пожаров; нарушениям технологии захоронения отходов;  ухудшению общей экологической обстановки в регионе и др.

В результате отсутствия региональной схемы захоронения отходов значительная их часть несанкционированно размещается в окружающей среде, что приводит к непоправимому экологическому ущербу. Отсутствие системы учета отходов на полигонах не дает объективной картины количества образующихся, отсортированных и захораниваемых отходов в области. Иными словами сфера захоронения ТБО не имеет четкого управления и способствует созданию экологической угрозы в масштабах всего региона.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ не позволяет на региональном уровне в полной мере решить вышеперечисленные вопросы в сфере утилизации и переработки ТБО. Передача полномочий позволит создать единую нормативно-правовую базу в сфере обращения с отходами в Ярославской области и будет служить основанием для создания принципиально новой системы обращения с ТБО в Ярославкой области.

Целью законопроекта также является создание на региональном уровне единой системы утилизации ТБО, повышение экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, а также утверждению межмуниципальных схем образования и захоронения отходов производства и потребления. Предполагаемая мера позволит исключить финансовый дисбаланс между бюджетами полигонов, повысить контроль и учет всех отходов, подлежащих захоронению, обеспечить экономически эффективную и самоокупаемую модель утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, будет способствовать экономии материальных и природных ресурсов.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ Ярославской областью исполняются полномочия в области обращения с отходами в части проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; разработки и реализации региональных программ в области обращения с отходами; участия в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории субъекта Российской Федерации; осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Помимо прочего данная отрасль относится к сфере жилищно-коммунального комплекса и подведомственна Департаменту жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, который является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, проводящим единую государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере жилищно-коммунального комплекса на всей территории Ярославской области.

Предлагаемое перераспределение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации не приведет к появлению новых расходных обязательств бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку вышеуказанные полномочия уже установлены в действующих законодательных актах. 

Данный закон разработан в соответствии с Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 года № 298.

Принятие законопроекта не повлечет увеличения (уменьшения) расходов областного бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.