Проект закона

О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об административных правонарушениях»

  • Дата внесения : 26 ноября 2019
  • Входящий номер : 3293
  • Субъект : Представительные органы и главы МО Ярославской области; мэр города Ярославля В.М. Волков

  • Профильный комитет : Комитет по депутатской деятельности, правопорядку и информационной политике
  • Статус : Отозвано

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект вносит

мэр города Ярославля

В.М. Волков

 

З А К О Н

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О внесении изменений в Закон Ярославской области

«Об административных правонарушениях»

 

Принят Ярославской областной Думой

«____» ___________20__ г.

 

Статья 1

Внести в Закон Ярославской области от 03.12.2007 № 100-з «Об административных правонарушениях» (Губернские вести, 2007, 8 декабря, № 98; 2009, 5 февраля, № 12; Документ-Регион, 2009, 27 ноября, № 28; 2010, 3 декабря, № 93; 2011, 30 декабря, № 112; 2012, 26 декабря, № 108; 2013, 12 июля, № 54; 2014, 17 октября, № 86; 2016, 26 февраля, № 16; 30 декабря, № 115-а; 2017, 11 июля, № 57; 2018, 30 января, № 7; 22 июня, № 51; 25 декабря, № 111; 2019, 15 ноября, № 97) следующие изменения:

1) в статье 71:

а) часть 1 после цифр «2510» дополнить словами «, 2512 и 2513»;

б) в части 2:

абзац первый после цифр «2510» дополнить словами «, 2512 и 2513»;

пункт 1 после цифр «2510» дополнить словами «, 2512 и 2513»;

в пункте 3 слова «и 2510» заменить словами «, 2510, 2512 и 2513»;

в пункте 5 слова «и 2510» заменить словами «, 2510, 2512 и 2513»;

2) в главе 5:

а) статью 18 изложить в следующей редакции:

«Статья 18. Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в неустановленных местах

1. Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в местах, не установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, если указанное деяние не подпадает под действие части 3 настоящей статьи, статьи 257 настоящего Закона,

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. То же деяние, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

3. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в нарушение схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если указанное деяние не подпадает под действие статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно осуществление продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в нестационарных торговых объектах, размещенных в нарушение схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной нормативным правовым актом органа местного самоуправления,

 - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти пяти тысяч до ста десяти тысяч рублей.

4. Совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.»;

б) в статье 252:

дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Нарушение установленных правилами благоустройства требований по вывозу сброшенных с крыш, балконов, козырьков, водосточных труб, иных выступающих конструкций зданий (кроме жилых домов), сооружений снега, наледи, наростов льда в специально отведенные места

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»;

в абзаце первом части 4 слова «частями 2 и 3» заменить словами «частями 2, 21 и 3»;

в) в статье 259:

абзац первый части 3 дополнить словами «если указанное деяние не подпадает под действие части 31 настоящей статьи,»;

дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. Нарушение установленных правилами благоустройства требований по очистке крыш, балконов, козырьков, водосточных труб, иных выступающих конструкций зданий (кроме жилых домов), сооружений от снега, наледи, наростов льда

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»;

г) дополнить статьями 2512 и 2513 следующего содержания:

«Статья 2512. Создание препятствий к проведению работ по уборке территории

1. Умышленное создание препятствий для проведения ручной или механизированной уборки снега, наледи с проезжей части дорог в результате размещения имущества во время проведения таких работ, если указанное деяние не подпадает под действие статей 252, 257 настоящего Закона или под действие статей 6.3, 6.4, 7.1, 8.1, 9.4, 11.21, 12.16, 12.19, 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или не является иным нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации,

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. То же деяние, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 2513. Нарушение требований к порядку участия в содержании прилегающей территории

1. Нарушение установленных правилами благоустройства требований к порядку участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. То же деяние, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»;

3) в пункте 7 приложения 2:

а) подпункт «а» после цифр «2510» дополнить словами «, 2512 и 2513»;

б) в подпункте «в» слова «и 2510» заменить словами «, 2510, 2512 и 2513»;

в) в подпункте «д» слова «и 2510» заменить словами «, 2510, 2512 и 2513».

 

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. 

 

Губернатор Ярославской области                                                                        Д.Ю. Миронов

_________________20____г. 

№____________

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об административных правонарушениях»

 

Проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об административных правонарушениях» устанавливаетответственность за совершение административных правонарушений, выражающихся в нарушении требований и запретов, установленных правилами благоустройства муниципальных образований Ярославской области, а также в продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) в местах, не установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Законопроектом предлагается скорректировать главу 5 «Правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов, охраны собственности и охраны окружающей среды» Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 100-з), в частности:

1. Изложить в новой редакции статью 18 «Уличная торговля в неустановленных местах»:

1) в настоящее время в части 1 статьи 18 Закона № 100-з предусмотрена административная ответственность за уличную торговлю в местах, не отведенных для этих целей. Законопроектом предлагается расширить диспозицию нормы части 1 статьи 18, предусмотрев административную ответственность не только за продажу товаров, но и за выполнение работ (оказание услуг) в местах, не установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции. Это связано с тем, что на территориях общего пользования, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления, без законных оснований организуется не только торговля, но и выполнение работ (оказание услуг).

Административная ответственность по предлагаемому составу направлена на пресечение противоправных действий, связанных с посягательством на отношения по использованию на законных основаниях мест, специально определяемых органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией для продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг населению. Санкции по части 1 будут оставаться прежними (предупреждение или наложение административного штрафа на граждан от 3000 до 5000 рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 25000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей).

Из-под действия части 1 предлагается исключить деяния, предусмотренные частью 3 статьи 18 и статьей 275 Закона  ЯО № 100-з «Нарушение порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;

2) предусмотреть «специальную» часть 3 статьи 18 о повышенной административной ответственности за размещение нестационарных торговых объектов (НТО) в местах, не предусмотренных схемой размещения НТО, и за осуществление торговой деятельности в них, поскольку совершением данного деяния нарушается единый, установленный в муниципальном образовании порядок ведения торговой деятельности на публичном имуществе: в соответствии с муниципальным правовым актом – схемой размещения НТО.

По части 1 статьи 18 Закона № 100-з (в предлагаемой редакции) виновные лица будут нести ответственность за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в неустановленных местах без использования НТО (например, торговля с рук, лотков, торговля с демонстрацией товара на стенах зданий, сооружений, тротуарной плитке и т.д.), а по части 3 – как за действия по размещению НТО в не предусмотренных схемой НТО местах, так и за торговую деятельность (деятельность по выполнению работ, оказанию услуг) в них.

Понятие НТО закреплено в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и означает торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. В соответствии с «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» к видам НТО отнесены: автомагазин, торговый автомат (вендинговый автомат); автоцистерна; торговый павильон; киоск; торговая палатка; бахчевой развал; елочный базар; торговая тележка; торговая галерея.

Отграничение противоправных действий по части 1 и части 3 статьи 18 Закона № 100-з будет осуществляться с учетом закрепленного в действующем законодательстве  понятийного аппарата.

Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения НТО, регулирующая отношения по размещению НТО как на земельных участках, находящихся в собственности публичных образований, так и в зданиях, строениях, сооружениях, принадлежащих публичным образованиям, утверждается муниципальным правовым актом. Установление административной ответственности за данное нарушение в законе субъекта Российской Федерации соответствует положению пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ, согласно которому к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Так как действия по размещению НТО в местах, не предусмотренных схемой НТО и расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут подпадать под норму статьи 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», в предлагаемой к введению части 3 статьи 18 сделана соответствующая оговорка в целях обеспечения определенности в применении предлагаемой нормы и отграничения противоправных действий.

Законопроектом предлагается ввести административные штрафы за нарушение части 3 статьи 18:

- на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей;

- на должностных лиц – от 10000 до 30000 рублей;

- на юридических лиц – от 55000 тысяч до 110000 рублей.

Повышенная ответственность за размещение нестационарных торговых объектов с нарушением схемы предусмотрена в Костромской области (штраф на индивидуальных предпринимателей - 40000 рублей; на юридических лиц - 80000 рублей); в Тверской области (штраф на граждан в размере 5000 рублей; на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - 50000 рублей; на юридических лиц - 100000 рублей); в Калининградской области (штраф на граждан – от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 рублей); в Вологодской области (штраф на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 15000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 40000 рублей).

 

Возможность установления законом субъекта данного состава подтверждается судебной практикой. Так, в апелляционном определении от 16.01.2019 по делу № 46-АПГ18-36 Верховный Суд РФ указал, что «…определение мест розничной торговли относится к компетенции субъекта Российской Федерации и в определенных законом случаях органов местного самоуправления, следовательно, установление ответственности за торговлю в местах, не определенных названными органами, относится к компетенции субъекта Российской Федерации. Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод административного истца, считающего, что ответственность за розничную торговлю охватывается составами, предусмотренными статьями 7.1 и 8.8 КоАП РФ, поскольку названные составы административных правонарушений имеют место в области охраны собственности и охраны окружающей среды, то есть имеют иной объект и предмет противоправных действий.».

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 26.02.2014 по делу № 78-АПГ14-3.

В ряде регионов законами субъекта установлена ответственность за аналогичное правонарушение:

1) Закон Костромской области от 20.04.2019 № 536-6-ЗКО.

Статья 7.3. Продажа товара и (или) оказание услуг населению в неустановленных местах.

1. Продажа товара и (или) оказание услуг населению (оказание услуг с использованием животных, игровых и развлекательных аппаратов, катание на мини-автомобилях, оказание услуг общественного питания, бытовых услуг, услуг шиномонтажа, прокат велосипедов и иных средств) на улицах, в иных общественных местах, не установленных органами местного самоуправления,…

2. Размещение нестационарных торговых объектов с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

2) Закон Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ.

Статья 8. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Нестационарное осуществление торговли, приема стеклопосуды, оказание услуг общественного питания и бытовых услуг в неустановленных органами местного самоуправления местах, самовольное размещение нестационарных торговых объектов, а также их размещение с нарушением схемы размещения, утвержденной органом местного самоуправления.

3) Закон Вологодской области от 08.12.2010 N 2429-ОЗ.

Статья 1.14. Размещение и (или) эксплуатация нестационарных торговых объектов с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов

Размещение и (или) эксплуатация нестационарных торговых объектов с нарушением утвержденной нормативным правовым актом органа местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.

4) Закон Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС.

Статья 68-2. Размещение нестационарных торговых объектов с нарушением схемы их размещения.

Размещение нестационарных торговых объектов с нарушением утвержденной муниципальным нормативным правовым актом схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 

2. Дополнить статью 252 «Нарушение требований к содержанию территории муниципального образования» специальным составом, предусматривающим административную ответственность за нарушение установленных правилами благоустройства требований к вывозу сброшенных с крыш, балконов, козырьков, водосточных труб, иных выступающих конструкций зданий (кроме жилых домов), сооружений снега, наледи, наростов льда в специально отведенные места.

Например, в соответствии с Правилами благоустройства территории города Ярославля (пп. 3.1.13) установлено требование о немедленном вывозе сброшенных снега и ледяных наростов, сосулек с пешеходных дорожек, проездов, тротуаров в течение суток в специально отведенные для этих целей места. В соответствии с Правилами благоустройства городского поселения Углич (подпункт 3.13.21) «Сброшенный с кровель зданий снег (наледь) убирается в специально отведенные места для последующего вывоза не позднее 4 часов после сброса». Аналогичные нормы содержатся в Правилах благоустройства города Переславля-Залесского (пп. 3.13.21), городских поселений Ростов (пп. 3.13.21), Тутаев (пп. 3.13.21), Любим (пп. 3.12.21), Гаврилов-Ям (пп. 2.23.9), Мышкин (пп. 3.12.21).

В соответствии с позицией судов (определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 № 841-О-П; определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 № 1485-О; обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года) при формулировании субъектом Российской Федерации правовой нормы, предусматривающей ответственность за нарушения норм регионального законодательства или муниципальных правовых актов, «правовое содержание составов административных правонарушений должно быть сформулировано четко, ясно, определенно и недвусмысленно, с тем, чтобы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения; закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно, т.е. как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные». Так, например, Верховным Судом РФ (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.11.2018 по делу № 81-АПГ18-20) признана неопределенной  статья 26-2 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» (в редакции Закона Кемеровской области от 14.06.2018 года № 36-ОЗ), устанавливающая ответственность за «нарушение установленных органами местного самоуправления требований к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений».

Поскольку состав за нарушение требований правил благоустройства по вывозу сброшенного снега является конкретным и определенным, а установление ответственности за невыполнение данных требований направлено на качественное содержание территории, законопроектом предлагается ввести данный состав именно в статью 252 «Нарушение  требований к содержанию территории муниципального образования». Виды и размер санкций за нарушение установленных правилами благоустройства требований к вывозу сброшенных с крыш, балконов, козырьков, водосточных труб, иных выступающих конструкций зданий (кроме жилых домов), сооружений снега, наледи, наростов льда в специально отведенные места предлагается установить по аналогии с другими частями статьи 252 Закона № 100-з.

 

3. Дополнить статью 259 «Нарушение требований к обустройству детских, спортивных площадок, площадок для выгула и (или) дрессировки животных, площадок автостоянок и мест отдыха, содержанию их территорий, требований к обустройству и (или) содержанию элементов благоустройства» специальным составом, предусматривающим административную ответственность за нарушение установленных правилами благоустройства требований по очистке крыш, балконов, козырьков, водосточных труб, иных выступающих конструкций зданий (кроме жилых домов), сооружений от снега, наледи, наростов льда.

Так, Правилами благоустройства территории города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета от 30.01.2004 № 306, установлена обязанность по очистке в зимний период крыш, балконов и козырьков зданий от снега и наледи своевременно в течение светового дня при соблюдении правил безопасности и при сохранении зеленых насаждений, при этом сброшенные снег и ледяные наросты, сосульки должны незамедлительно вывозиться с пешеходных дорожек, проездов, тротуаров в специально отведенные для этих целей места (пункты 3.1.13 и 4.3 Правил благоустройства).  Аналогичные требования по очистке от снега и наледи установлены в правилах благоустройства других муниципальных образований Ярославской области (п.п. 2.17.10, 3.13.21 Правил благоустройства городского поселения Тутаев, п. 2.17.1 Правил благоустройства городского округа город Рыбинск, п.п. 1.4, 2.16.7, 3.13.21  Правил благоустройства городского поселения Ростов,  п.п. 1.4, 3.13.21 Правил благоустройства территории города Переславля-Залесского  и др.).

Неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей влечет реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Аналогичные предлагаемым к установлению составы правонарушений закреплены в законах ряда субъектов:

1) Закон Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

Статья 8.12. Непринятие мер по очистке крыш от снега и льда

Непринятие собственниками и иными законными владельцами зданий и сооружений, кроме жилых домов и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках.

2) Закон Приморского края от 05.03.2007 № 44-КЗ.

Статья 7.14. Непринятие мер по очистке крыш от снега и льда

Непринятие собственниками, владельцами, арендаторами зданий и сооружений, кроме частных жилых домов, мер по очистке крыш от снега и льда на карнизах, крышах и водостоках.

3) Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях от 19.06.2017 N 83-ОЗ

Статья 5.3. Непринятие мер по очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек

Непринятие собственниками, иными законными владельцами нежилых зданий, строений и сооружений или уполномоченными ими лицами мер по очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек.

 

4. Дополнить составом, предусматривающим административную ответственность за умышленное создание препятствий к проведению работ по уборке проезжей части дорог.

В соответствии с подпунктом 5.2.27 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" перед участком дороги, в пределах которого проводятся любые виды работ, подлежит установлению знак 1.25 "Дорожные работы".

Законопроектом предлагается установить ответственность за умышленное создание препятствий для проведения ручной и механизированной уборки  снега и надели с улично-дорожной сети путем размещения имущества во время проведения таких работ, обозначенных знаками 1.25 "Дорожные работы".

Таким образом, предлагаемая норма регулирует отношения в области благоустройства города и не затрагивает отношения в сфере безопасности дорожного движения в части парковки транспортных средств на дорогах. Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08.11.2018 по делу № 2790-О: «субъект Российской Федерации вправе своим законом установить административную ответственность за административные правонарушения в области благоустройства, в том числе совершенные с использованием транспортных средств. Совершение  правонарушения, посягающего на отношения в сфере благоустройства, с использованием транспортного средства автоматически не означает, что объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в рамках дорожного движения - совокупности общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, под которыми понимаются обустроенные или приспособленные и используемые для движения транспортных средств полосы земли либо поверхности искусственного сооружения и которые включают в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (абзацы второй и восьмой статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)».

В целях определенности правового регулирования из-под действия предлагаемой к введению нормы исключаются деяния, предусмотренные статьями 252, 257 Закона № 100-з, статьями 6.3, 6.4, 7.1, 8.1, 9.4, 11.21, 12.16, 12.19, 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иными правилами и нормами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законами иных субъектов подобная ответственность также установлена:

1) Закон Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ.

Статья 6.12

Осуществление действий, бездействие, препятствующие проведению работ по уборке снега, наледи с кровель зданий и сооружений, с проезжей части дорог, улиц, внутридворовых проездов и тротуаров

Статья 6.14

Создание помех для уборки дворовых территорий в периоды, установленные графиками выполнения соответствующих работ

2) Закон Калужской области от 28.02.2011 № 122-ОЗ.

Статья 1.15

Создание препятствий для осуществления ручной или механизированной уборки территории, а также для подъезда к контейнерным площадкам механических транспортных средств для сбора и вывоза мусора в результате использования, хранения личного или вверенного имущества, выполнения работ хозяйственно-бытового назначения

3) Закон Нижегородской области от 20.05.2003 № 34-З.

Статья 3.8

Действия (бездействие), препятствующие механизированной уборке, вывозу мусора, а также создание помех для уборки территории в периоды, установленные обнародованными графиками выполнения соответствующих работ, если эти нарушения не подпадают под действие части 4 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 6 статьи 3.1 настоящего Кодекса

4) Закон Новгородской области от 01.02.2016 № 914-ОЗ.

Статья 3.-3

Создание препятствий для осуществления ручной или механизированной уборки территории, а также для подъезда к контейнерным площадкам механических транспортных средств для сбора и вывоза мусора в результате использования, хранения, размещения личного или иного имущества, а также выполнения работ хозяйственно-бытового назначения

5) Закон Липецкой области от 19.06.2017 № 83-ОЗ.

Статья 5.11

Осуществление действий (бездействия), в том числе размещение транспортных средств, самоходных машин и иной специальной техники, препятствующих либо создающих помехи механизированной уборке дворовых территорий специализированной организацией в целях благоустройства в периоды, установленные органами местного самоуправления

6) Закон Костромской области от 20.04.2019 № 536-6-ЗКО.

Статья 2.15

Создание помех для уборки дворовых территорий в периоды, установленные графиками выполнения соответствующих работ.

5. Дополнить составом, предусматривающим административную ответственность за нарушение установленных правилами благоустройства требований к порядку участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

Анализ правил благоустройства территорий муниципальных образований Ярославской области позволяет сделать вывод о том, что в ряде муниципальных образований форма участия  не собственников в содержании прилегающих территорий раскрывается через выполнение вышеперечисленного комплекса мероприятий. Так, например, подпунктом 2.25.1 Правил благоустройства городского поселения Углич определено, что «собственники домовладений, в том числе используемых для временного (сезонного) проживания, обязаны производить регулярную уборку от отходов и покос травы на прилегающей к домовладению территории, своевременную уборку от снега подходов и подъездов к дому и на прилегающей территории». Аналогичная норма содержится в подпункте 2.25.1 Правил благоустройства территории города Переславля-Залесского, в подпункте 2.26.1 Правил благоустройства городского поселения Гаврилов-Ям, в подпункте 2.25.1 Правил благоустройства территории городского округа город Рыбинск. В подпункте 2.6.3 Правил благоустройства территории городского округа город Рыбинск также определено, что «благоустройство и уборка территории, прилегающей к гаражам, расположенным в жилой застройке и не объединенным в гаражно-строительные кооперативы, обеспечивается их собственниками (владельцами)».

Обязанность по участию в содержании прилегающей территории, устанавливаемая в правилах благоустройства территории муниципальных образований, возлагается на лиц – не собственников такой территории на основании положений Федеральных законов: ч. 9 ст. 5525  Градостроительного кодекса РФ,  п. 25 ч. 1 ст. 16, ст. 451 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Возможность установления такой обязанности подтверждается складывающейся судебной практикой. Так, в апелляционном определении от 20.03.2019 по делу № 19-АПА19-1 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что со дня вступления в силу абзацев семнадцатого и восемнадцатого пункта 8 статьи 1, абзаца третьего подпункта "б" пункта 1, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников помещений в многоквартирном доме может быть возложена обязанность по содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования.

В Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 № 19-АПА19-12 суд прямо указал, что для достижения цели обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территорий, содержания территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов органы местного самоуправления не лишены были возможности определить в правилах благоустройства не только требования к благоустройству и элементам благоустройства, а также комплекс соответствующих мероприятий, в том числе порядок и формы участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в благоустройстве прилегающей к зданию, строению, сооружению, земельного участка территории. Из содержания пунктов 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 37 статьи 1, части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации … со всей очевидностью вытекает обязанность собственников и иных законных владельцев зданий (помещений), строений и сооружений, земельных участков принимать участие, в том числе финансовое, в содержании территории, прилегающей к соответствующим объектам (за исключением собственников или иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), в порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.».

Таким образом, ограничения по установлению обязанности по содержанию прилегающей территории, на которых основывалась судебная практика (апелляционное определение ВС РФ 18.10.2016 по делу № 16-АПГ17-7, определение ВС РФ от 03.08.2017 по делу № 50-КГ17-15,  апелляционное определение ВС РФ от 20.02.2017 по делу № 14-АПГ16-23, апелляционное определение ВС РФ от 26.04.2017 по делу № 18-АПГ17-9), в настоящее время отсутствуют.

Данное обстоятельство повлияло на установление административной ответственности в других регионах после изменения федерального законодательства:

1) Закон Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз

Статья 4.15. Нарушение порядка участия в содержании прилегающих территорий (введена в июле 2019)

Нарушение установленного правилами благоустройства территории муниципального образования порядка участия, в том числе финансового, собственников и(или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и(или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

2) Закон Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД.

Статья 4.28 (введена в марте 2019)

Неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в непроведении мероприятий:

а) по очистке прилегающей территории от мусора и иных отходов производства и потребления, опавшей листвы, сухой травянистой растительности, сорной растительности, коры деревьев, порубочных остатков деревьев и кустарников;

б) по очистке прилегающей территории от снега и наледи на всю ширину тротуара для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан;

в) по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами, допустимость применения которых определена правилами благоустройства территории муниципального образования;

г) по покосу травы и обрезке поросли;

д) по установке, ремонту, окраске урн, а также очистке урн по мере их заполнения.

3) Закон Костромской области от 20.04.2019 № 536-6-ЗКО.

Статья 2.2

Нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления требований содержания зданий, строений, сооружений, объектов малых архитектурных форм, объектов инфраструктуры, содержания и размещения объектов некапитального характера, прилегающих к ним территорий, если эти нарушения не подпадают под действие положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Закон Астраханской области от 22.06.2016 № 41/2016-ОЗ.

Часть 5 статьи 13 (в редакции от апреля 2019):

Нарушение собственниками, владельцами, арендаторами зданий (включая жилые дома), строений, сооружений и земельных участков (если такой участок образован), на которых они расположены, а также прилегающих к ним территорий в границах, определенных правилами благоустройства территории муниципального образования, требований по их содержанию (за исключением требований по содержанию общего имущества собственников многоквартирных домов), установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5) Закон Орловской области от 06.06.2013 N 1490-ОЗ

 Статья 6.2 (в редакции от июня 2019)

Нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований Орловской области, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предоставления коммунальных услуг

Нарушение установленных правилами благоустройства требований к участию, в том числе финансовому, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

 

За нарушение требований к порядку участия в содержании прилегающей территории предлагается установить следующие виды и размеры санкций:

на граждан – предупреждение или штраф от 500 до 2000 рублей;

на должностных лиц – штраф от 2000 до 10000 рублей;

на юридических лиц – штраф от 10000 до 50000 рублей.

 

Проектом закона также предусматривается рассмотрение дел об административных правонарушениях по вновь вводимым составам административных правонарушений (статьи 2512 и 2513), а также составление протоколов по ним закрепить за Инспекцией административно-технического надзора Ярославской области (по аналогии с большинством иных составов, предусмотренных главой 5 Закона № 100-з), в связи с чем предлагается внести соответствующие изменения в статью 71 и приложение 2 к Закону 100-з.

 

Принятие законопроекта не повлечет увеличения (уменьшения) расходов или доходов областного бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.