в комитет

Ярославской областной Думы

по бюджету, финансам

и налоговой политике



АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Об исполнении ярославского областного бюджета за 2023 год

Записка подготовлена на основании проекта закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2023 год», внесенного Губернатором области 31.05.2024, действующей на отчетную дату редакции бюджета (закон от 15.12.2023 №77-з), ежемесячной отчетности Министерства финансов Ярославской области, а также данных Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту - ЕПБС) и Информационно-аналитической системы «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту - ИАС).

Проведено сравнение со значениями аналогичного периода предшествующего года (далее по тексту – АППГ). Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, дефициту бюджета, межбюджетным трансфертам.

1.     Доходы

За 2023 год в доходную часть ярославского областного бюджета поступило 123,375 миллиардов рублей, что составило 98,44% от прогнозного годового плана. Это на 18,144 миллиардов рублей или 17,24% больше, чем в АППГ.

Поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов составило за период 95,956 миллиардов рублей или 98,27% от плана (+16,012 миллиардов; +20,03% к АППГ).

Поступление налога на прибыль организаций составило 32,769 миллиардов рублей (92,08% от плана), что на 8,746 миллиардов или 36,41% больше прошлогоднего уровня.

Исполнение по акцизам составило 17,287 миллиардов рублей или 94.74% от плана (+166,942 миллионов рублей или +0,98% к АППГ).

Налог на доходы физических лиц поступил в объеме 26,899 миллиардов рублей, что на 5,16% превысило годовые плановые значения. Рост к АППГ составил 3,845 миллиардов рублей или +16,68%.

Кроме того, плановые годовые назначения были перевыполнены по следующим видам доходов:

- налоги на совокупный доход (+3,86%);

- государственная пошлина (+5,40%);

- доходы от оказания комплексных услуг и компенсации затрат государства (+10,27%);

- административные платежи и сборы (в 15,32 раз);

- штрафы, санкции, возмещение ущерба (+22,80%);

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (+67,09%);

- платежи при пользовании природными ресурсами (+20,39%);

- доходы от продажи материальных и нематериальных ресурсов (в 4,34 раза).

При этом в части трех последних в этой группе доходных источников поступления по сравнению с 2022 годом уменьшились (-5,60%, -13,25% и -39,08% соответственно).

Безвозмездные поступления в ярославский областной бюджет за 2023 год составили 27,419 миллиардов рублей или 99,06% от плана, что превысило показатели АППГ на 2,133 миллиарда или на 8,43%.

С более подробной информацией об исполнении доходной части ярославского областного бюджета за 2023 год можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке.

2.    Расходы

В соответствии с действующей на отчетную дату редакцией закона о ярославском областном бюджете, годовые назначения расходной части на 2023 год составляли 134,283 миллиардов рублей. В свою очередь, утвержденные бюджетные ассигнования на конец года составили 134,717 миллиардов согласно отчету Минфина за декабрь и данным ЕПБС или 134,722 миллиардов по данным ИАС. Таким образом, разница между заложенными в законе о бюджете плановыми значениями по расходам и утвержденными ассигнованиями составила 433,463 или 438,136 миллионов рублей соответственно, что, вероятнее всего, объясняется тем, что в декабре 2023 года «финишная» корректировка областного бюджета в части основных характеристик не была проведена.

Данные по фактическому исполнению во внесенном законопроекте, отчете Минфина, ЕПБС и АИС совпадают и составляют 128,621 миллиардов рублей. Таким образом, исполнение ярославского областного бюджета по расходам составляет:

- в соответствии с действующим законом о бюджете 95,78%;

- в соответствии с отчетом Минфина за декабрь и данными ЕПБС 95,48%;

- в соответствии с данными АИС 95,47%.

Увеличение расходной части ярославского областного бюджета по сравнению с 2022 годом составило 21,527 миллиардов рублей (+ 20,10%).

2.1 В части государственных программ Ярославской области

Отметим, что если расхождение между действующей редакцией закона о бюджете и иными плановыми данными по расходам не превысило в целом 0,32%, то в части отдельных государственных программ произошли более серьезные изменения.

Так, согласно данным ИАС, произошло существенное уменьшение плановых бюджетных ассигнований на следующие госпрограммы:

- «Доступная среда в Ярославской области» (-13,84%);

- «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области» (-7,57%);

- «Информационное общество в Ярославской области» (-12,22%);

- «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (-10,85%).

С другой стороны, по ряду госпрограмм ассигнования были пересмотрены в сторону увеличения:

- «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» (+4,15%);

- «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» (+10,27%);

- «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» (+6,31%).

Поскольку перераспределение ассигнований не было закреплено внесением соответствующих корректировок в областной бюджет, сложилась ситуация, когда с одной стороны целый ряд государственных программ Ярославской области в соответствии с законом исполнен более чем на 100%, а с другой – разница в подсчетах финансового исполнения достигает 11,86 процентных пунктов («Информационное общество в Ярославской области»).

Финансирование большинства государственных программ Ярославской области в 2023 году по сравнению с 2022 годом было увеличено. Наибольший относительный рост произошел в части следующих госпрограмм:

- «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области» (в 4,39 раз);

- «Развитие транспортного комплекса в Ярославской области» (в 4,13 раз);

- «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (в 4,09 раз);

- «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» (в 2,29 раз);

«Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» (в 2,23 раз).

В свою очередь, финансирование ряда государственных программ было по сравнению с АППГ было сокращено:

- «Социальная поддержка населения Ярославской области» (-6,39%);

- «Доступная среда в Ярославской области» (-72,77%);

- «Содействие занятости населения Ярославской области» (-15,85%);

- «Охрана окружающей среды в Ярославской области» (-67,31%);

- «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» (-43,41%);

- «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» (-18,83%);

- «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (-74,44%);

- «Местное самоуправление в Ярославской области» (-26,86%).

Более подробно исполнение государственных программ за 2023 год представлено в Приложении 2 к данной записке

2.2 В части разделов и подразделов классификации расходов бюджетов

Максимальное изменение абсолютных плановых назначений между действующей редакцией закона об областном бюджете и утвержденными бюджетными ассигнованиями на конец 2023 года произошло по разделу «Общегосударственные вопросы» (-1,229 миллиардов рублей; -20,31%), в основном благодаря расходованию и перераспределению средств из подраздела «Резервные фонды» (-1,111 миллиардов рублей).

Традиционно велика разница между установленными законом и утвержденными бюджетными ассигнованиями по подразделу «Общевойсковая и мобилизационная подготовка» (380 миллионов рублей, рост в 22,3 раза), что вполне объяснимо.

Из прочих значимых плановых можно отметить изменения в подразделах «Топливно-энергетический комплекс» (+89,53%), «Сельское хозяйство и рыболовство» (+8,41%), «Скорая медицинская помощь» (+11,41%), «Связь и информатика» (-11,18%).

Расходы на отрасли социальной сферы (разделы классификации с 700-х по 1100-е) в 2023 году в целом составили 69,334 миллиардов рублей или 53,91% от всех расходов ярославского областного бюджета. В 2022 году эти показатели равнялись соответственно 64,393 миллиардов и 60,13%, в 2021 году 59,978 миллиардов и 65,99%, в 2020 году 56,382 миллиардов и 66,63%.

С более подробной информацией об исполнении ярославского областного бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов за 2023 год можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.

3.     Дефицит

За 2023 год областной бюджет был исполнен с дефицитом 5,246 миллиардов рублей при плановом дефиците 8,955 миллиардов. В АППГ имел место дефицит 1,863 миллиардов рублей при плановом дефиците 3,950 миллиардов.

4.     Межбюджетные трансферты

В 2023 году межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов были предоставлены из ярославского областного бюджета муниципальным образованиям в объеме 47,709 миллиардов рублей (96,71% плановых значений). В АППГ эти показатели равнялись 50,863 миллиардов и 98,36% соответственно.

 С более подробной информацией о поступлении межбюджетных трансфертов за 2023 год с разбивкой по муниципальным образованиям можно ознакомиться в Приложении 4 к данной записке.


Приложения: на 6 листах.


Начальник управления                                   А.С. Буров