Нет необходимости менять нормативные акты, на сегодняшний день законодательство дает достаточно инструментов для защиты интересов должников. К такому выводу пришли сегодня участники совещание по подготовке законодательной инициативы по внесению изменений в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Речь шла о возможности установить минимальный размер пенсии, на который нельзя обратить взыскание по исполнительным документам, в размере величины прожиточного минимума должника-гражданина. К разговору был приглашен главный пристав Ярославской области Александр Юдин.
Он пояснил депутатам, что в настоящее время закон ограничивает возможность взыскания – 50-ти процентным порогом. То есть, если должник получает ежемесячно двенадцать тысяч рублей, то максимально возможная выплата по погашению просроченного кредита – шестьтысяч рублей. Более того, закон закрепляет перечень выплат, на которые взыскание обратить нельзя. Это, например, пособие на детей, пособие по утере кормильца и другие выплаты.
«Этот вопрос уже неоднократно поднимался и другими регионами, и на уровне министерства юстиции. Если взять за аксиому прожиточный минимум, то во всех регионах он установлен по-разному. К примеру, в Москве величина прожиточного минимума для пенсионера в первом квартале составила 10 075 рублей. При этом согласно официальным данным пенсионного фонда размер социальной пенсии составляет 8 311 рублей, страховой пенсии – 12 900 рублей. В связи с тем, что прожиточный минимум от региона к региону варьируются, законодательно уставлен предел в 50% », - подчеркнул Александр Юдин.
Кроме того, у судебных приставов есть возможность снизить процент дохода, который будет взыскиваться ради оплаты долга. Если должник приведет обоснованные доказательства, что остатка средств ему не хватает для содержания семьи, оплаты услуг жкх, выплаты кредитов, то планка взыскания может быть снижена до 15-10%.
Имущественное положение гражданина-должника, в том числе пенсионера, оценивается судебным приставом-исполнителем в совокупности по полученным в рамках исполнительного производства сведениям о наличии у него ценных бумаг, вкладов в банках, недвижимости, автотранспортных средств, иного имущества, в также с учетом обстоятельств в каждом конкретном случае индивидуально.
«Мы задались вопросом, как защитить человека, попавшего в долговую кабалу, - отметил заместитель председателя комитета по бюджжету, налогам и финансам Александр Гончаров. – Сегодня мы видим, что позиция гражданина защищена, прежде всего, законодательно. Мы пригласили судебных приставов, чтобы узнать, какова практика в той сфере. Судя по статистике, на сегодня этот вопрос носит индивидуальный характер, и в каждом конкретном случае у должника есть возможность рассрочить платежи, уменьшение доли выплат. Объективно доказывая, что иной возможности выплатить долг – нет».
В ходе совещания парламентарии пришли к выводу, что в данный момент законодательно уточнять что либо нет необходимости. Законом учтены права должника в полном объеме. Наоборот, подавляющее большинство жалоб на действия судебных приставов – это обращения со стороны банков, что приставы слишком медленно взыскивают средства с должников.