Пригородные перевозки

  • Дата публикации : 14 марта 2015
  • Дата события : 13 марта 2015

          Ярославская область рискует оказаться в «железнодорожных тисках». Железнодорожники насчитали, что за перевозку пассажиров на пригородных электричках у региона скопился долг в 1,6 миллиарда рублей. Из них областное правительство признает только 228 миллионов. Но и эта сумма для областного бюджета огромна, учитывая, что в бюджете на этот год компенсация за транспортные перевозки уже насчитывает более 160 миллионов рублей. В ситуации разбирались на заседании комитета Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству.
        Сергей Пастернак, начальник службы развития пассажирских сообщений ОАО «РЖД», убеждал парламентариев, что суды на стороне железнодорожников: "Костромская область уже имеет исполнительный лист о том, что не доплатили 150 миллионов рублей. И она попала в такие тиски, что ей надо в этом году найти крупную сумму на обеспечение пригородных перевозок, да еще и выплатить по исполнительному листу. И мы все ближе и ближе в Ярославской области к этому процессу. Это мое личное мнение."
         Долги накапливаются уже три года. И не только у Ярославской области, но и у других регионов. С 2011 года ОАО РЖД вывело из своей структуры пригородное сообщение. Сделано это было для прекращения перекрестного субсидирования убыточного пригорода за счет прибыльных грузовых перевозок. Тогда же монополия создала 27 пригородных пассажирских компаний (ППК) при участии региональных администраций, а государство согласилось в течение трех лет субсидировать инфраструктурный тариф. Предполагалось, что новая схема позволит избежать убытков в пригородном комплексе, поскольку вся ответственность за организацию перевозок будет лежать на регионах. Но, как сообщала газета «КоммерсантЪ», «по итогам 2014 года только 5 субъектов — Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Рязанская и Астраханская области — закончат год с прибылью, еще 20 — компенсируют от 80% до 100% расходов ППК (дефицит субсидий составляет 481,9 млн руб.), а 26 — не более 50%. И это при том, что к 2016 году государство планировало окончательно прекратить субсидирование инфраструктуры».
         В Ярославской области пригородными перевозками занимается «Северная пригородная пассажирская компания». В активе у нее только контрольно-кассовые аппараты и штат служащих. Вагоны для перевозки СППК берет в аренду у РЖД.
           «Я знаком с проблемой уж 20 лет. Нечто похожее происходило и с городским общественным транспортом, и в сфере ЖКХ, и в энергетике. Начинаем реформировать, внедрять рыночные механизмы и конкуренцию с надеждой на улучшение качества и снижение цен. А вместо этого, обычно получается резкий рост тарифа для населения и наши попытки его сдержать», - отметил заместитель председателя облдумы Виктор Волончунас.
          С ним согласен и депутат Эльхан Мардалиев: «Дробление естественных монополий было проведено неправильно. Самые выгодные участки были выведены за скобки и приватизированы, а те сектора, на которых лежит социальная нагрузка, брошены. Их убытки перекладываются на плечи простых граждан и на бюджет».
         Оплата за проезд самими пассажирами – это вторая сторона железнодорожной проблемы.  В этом году цена билета будет формироваться по новым правилам. Если раньше стоимость была, так называемая, зонная, то теперь утвержден покилометровый тариф. Пассажиры будут платить 2 рубля 90 копеек за каждый километр пути. Как отметили в областном агентстве транспорта, из-за перехода на новую систему рост платы в среднем составит не более 15 процентов. А где-то даже снизится. Но по некоторым маршрутам, говорят депутаты облдумы, цена поездки увеличится значительно. Уже есть жалобы от избирателей. Люди сообщают, что стоимость проезда на дачу выросла в полтора раза, а кое-где даже на 75%.
        — Пока еще дачный сезон не начался, но скоро масса людей поедут на свои 6 соток, придут в железнодорожную кассу и взбунтуются! – говорят депутаты.
          "Обращаются и многодетные семьи, и пенсионеры. Сегодня, когда зарплаты не растут, увеличивать на 75% стоимость проезда совершенно неоправданно, - подчеркивает депутат областной думы Александр Гончаров. - Вопрос о структуре тарифа он сегодня главный. Мне не понятно, как составляется этот тариф." 
           На заседании комитета депутаты решили подключиться к работе специальной комиссии. В течение месяца она изучит ситуацию более детально, чтобы внести коррективы до начала дачного сезона. Более того, поскольку сложившаяся ситуация касается многих регионов и требует решения на федеральном уровне, депутаты предложили правительству региона обратиться за помощью к сенаторам.