20 сентября в Ярославской областной Думе состоялся выездной семинар-совещание комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Депутаты федерального парламента, Ярославской областной Думы, главы и руководители представительных органов муниципальных образований обсуждали проблемы развития местного самоуправления в Ярославской области и взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Участников мероприятия поприветствовал спикер Ярославской областной Думы Виктор Рогоцкий: «Вопросы местного самоуправления очень важны в жизни региона. В пятом созыве из 293 принятых ярославской Думой законов более двух десятков напрямую посвящено вопросам местного самоуправления. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году, но реформа до сих пор идет и закону постоянно требуется «дозаправка».
«Сегодняшнее мероприятие – это хорошая возможность посоветоваться с руководителями муниципальных образований, так сказать, сверить часы», подчеркнул председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГосДумы РФ Виктор Кидяев.
Все выступающие были едины в том, что источник всех бед местного самоуправления – несбалансированные межбюджетные отношения, отсутствие у муниципальных властей финансовой базы, реальных источников дохода. Эта ситуация характерна не только для Ярославской области, но и для всех регионов Российской Федерации. «Бюджеты муниципалитетов на 2/3 состоят из субвенций и дотаций, а собственные доходы составляют менее 4%. Муниципальные власти отключены от управления развитием экономикой территории, а высокая дотационность из вышестоящих бюджетов заставляет власти не решать интересы населения, а выстраивать «отношения» с региональными чиновниками», отметил Кидяев.
В Ярославской области, как отметил заместитель председателя Думы Евгений Заяшников, в 19 из 20 муниципальных образованиях доля финансовой помощи из регионального бюджета составляет от 60 до 90% доходной части бюджета. Это большая нагрузка и для региональной казны. В областном бюджете 2012 года 20,7 млрд рублей составляют межбюджетные трансферты (41% расходов).
«Давно назрел вопрос о зачислении налога на доходы на физических лиц не по месту работы, а по месту постоянного проживания гражданина. Это поможет существенно повысить поступления в муниципальный бюджет, - отметил Заяшников. - Патентная система налогообложения, которая могла бы также существенно повысить доходы муниципалитетов, пока является непривлекательной для бизнеса. Для того, чтобы стимулировать предпринимателей переходить на патент, необходимо дать возможность регионам самим устанавливать дифференциацию по видам деятельности».
Представители комитета ГосДумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления также выдвинули ряд предложений, направленных на укрепление доходной базы местного самоуправления, в том числе:
- направлять в местные бюджеты для формирования муниципальных дорожных фондов отчисления от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами;
- отменить федеральные льготы по местным налогам;
- вместо земельного налога и налога на имущество ввести местный налог на недвижимость;
- ввести региональный налог с продаж, часть доходов от которого направлять в местные бюджеты.
«Самый главный вопрос, чтобы нас услышала федерация. Мне придется сказать нелицеприятные вещи, - взял слово заместитель мэра Ярославля Олег Виноградов. – Все что сейчас говориться о необходимости перераспределить налоговые поступления – правильно, но эти разговоры мы слышим уже последние 10 лет. За это время на 40% упала доля местных бюджетов в ВВП страны. Это значит, что наши расходные обязательства растут, а доходы падают. Вы вообще не представляете, в какой нищете живут некоторые муниципальные образования, если уж Ярославль – промышленный город – не может свести концы с концами. Федеральное собрание России должно взять на себя ответственность по изменению межбюджетных отношений, а не ждать отмашки из кремля».
«Закон регулирующий организацию местного самоуправления был принят 10 лет назад. До его принятия до 2003 года, бюджет Омска был 5 млрд рублей, после его принятия доходная база выросла вдвое. Да, этого недостаточно для развития. Кроме Москвы и Питера бюджетов развития нет ни у одного города, в том числе миллионников, - заявил депутат федеральной Думы Виктор Шрейдер (занимал пост мэра Омска с 2005 по 2011 год), - Но это наша общая проблема – федерального, регионального, муниципального уровня. Плакать и обижаться, конечно, можно. Но мы должны каждый на своем уровне прилагать все усилия для решения этой общегосударственной задачи».
В ходе семинара-совещания представители муниципальных образований получили возможность задать вопросы непосредственно федеральным законодателям. Этой возможностью «муниципалы» не преминули воспользоваться. Более часа шла напряженная дискуссия. Глава Курбского сельского поселения Евгений Королев обратил внимание на то, что передача полномочий не подкрепляется финансовыми ресурсами, в результате поселение нет денег даже на участие в региональных программах, которые требуют софинансирования. Также поднимались вопросы о низких заплатах специалистов, работающих в органах местного самоуправления; о сильном прессинге проверок со стороны надзорных структур; невозможности обеспечивать финансами многих полномочий, в том числе расселение ветхого и аварийного жилья; безработицы на селе.
Подводя итоги семинара-совещания, Виктор Кидяев поблагодарил всех тех, кто принял участие в дискуссии и отметил: «В нашем комитете работают депутаты от разных политических партий, но, несмотря на партийные различия, мы слышим друг друга. Все проблемы, поднятые на сегодняшнем совещании, мы возьмем на контроль».