«19» сентября 2025 г. № 14-04/08
в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
О сентябрьской корректировке
ярославского областного бюджета на 2025 год
18 сентября 2025 года в Ярославскую областную Думу был внесен законопроект, предполагающий третью в текущем году корректировку областного бюджета. В настоящий момент действует Закон Ярославской области от 17.12.2024 №88-з «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (в редакции закона от 10.07.2025 №30-з).
При подготовке аналитической записки были использованы как собственно законопроект и пояснительная записка к нему, так и данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту ЕПБС) и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту ИАС). Кроме того, использована текущая ежемесячная отчетность Министерства финансов Ярославской области.
Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, как применительно к государственным программам, так и по разделам/подразделам классификации бюджетных расходов, а также дефицит/профицит бюджета и обслуживание государственного долга.
Любое внесение изменений в областной бюджет подразумевает, что депутатский корпус должен иметь четкое и ясное представление о том, как бюджет исполняется на данный момент, в том числе с точки зрения обоснованности данных корректировок. Этим вопросам в значительной степени была посвящена подписанная накануне внесения законопроекта аналитическая записка от 17.09.2025 № 14-04/07 «Об исполнении ярославского областного бюджета за первое полугодие 2025 года», где анализ текущего исполнения бюджета был проведен до 15 сентября включительно. В настоящей записке мы не станем дублировать уже изложенные выводы, но дополним и подтвердим их поступившими в наше распоряжение за последние два календарных дня данными.
1. Доходная часть
Доходы областного бюджета на 2025 год предложено уменьшить на 5,731 миллиардов рублей – до 142,371 миллиардов.
При этом безвозмездные поступления увеличиваются на 368,738 миллионов рублей.
Прогнозные значения по трем «проблемным» неналоговым источникам с низким уровнем собираемости, изначально сильно завышенные (см. записку от 17.09.2025 № 14-04/07), уменьшаются на 6,099 миллиардов рублей:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (в части доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества) – на 442,392 миллионов рублей или 44,95%[1];
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов – на 5,519 миллиардов рублей или 64,92%[2];
- штрафы, санкции, возмещение ущерба – на 137,895 миллионов рублей или 2,86%[3].
В первом случае в итоге принятия предложенных значений техническая собираемость (в реалиях 17.09.2025) значительно вырастет – до 45,99% от плана, а в целом по виду доходного источника – до 41,18% от плана, что существенно выше текущих 24,01% и 28,26% соответственно. Это уже можно признать достаточно реалистичным прогнозом. В обоих других случаях такие выводы делать преждевременно.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов (в реалиях 17.09.2025) даже в случае принятия предложенных значений все равно составят незначительные 6,63% от годового плана. По состоянию на 17.09.2025 поступления от данного вида доходных источников к аналогичному периоду предшествующего года (далее по тексту АППГ) составляют +13,83%, при этом по итогам 2024 года поступления составили всего 209,712 миллионов рублей.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба в 2024 году поступили в ярославский областной бюджет в объеме 1,979 миллиардов рублей, что в 2,37 раз меньше, чем даже сниженный прогноз на 2025 год. При этом на 17.09.2025 поступления по данному виду доходных источников было на 12,70% ниже, чем в АППГ. По подвиду «Административные штрафы, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» они к АППГ вообще снизились на 31,56%; по подвиду «Административные штрафы, установленные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях» поступления составили незначительные 20,364 миллионов рублей.
После принятия предложенных изменений в доходную часть ярославского областного бюджета прогнозные значения по итогам года по доходам в целом должны составить +12,26% к АППГ, по собственным (налоговым и неналоговым) +19,95%.
В то же время, по итогам восьми месяцев 2025 года в ярославский областной бюджет (отчетные данные Министерства финансов Ярославской области от 17.09.2025) поступило 82,006 миллиардов рублей доходов в целом (в том числе 71,022 миллиардов собственных доходов и 10,984 миллиардов безвозмездных поступлений) при 86,035 миллиардах рублей расходов. Таким образом, на 01.09.2025 динамика к АППГ по доходам в целом составила +0,49%, по собственным доходам +5,32%, по безвозмездным поступлениям -22,50%, по доходам +7,99%.
На 17.09.2025 рост по доходам в целом к АППГ составил +1,14%, по собственным доходам +6,25%.
Тенденция исполнения областного бюджета к АППГ по доходам в целом в диапазоне от -1,04% до +1,15%[4], по собственным доходам от +4,57% до +6,78%, выявленная с начала июня (см. записку от 17.09.2025 № 14-04/07), сохраняется четвертый месяц подряд.
Таким образом, в случае сохранения текущей динамики по доходам, предложенные изменения в доходную часть областного бюджета не позволят в полной мере компенсировать выпадающие в сравнении с 2024 годом безвозмездные поступления. Это может потребовать дальнейшего уменьшения доходной части бюджета либо увеличения объемов государственного долга Ярославской области.
С более подробной информацией о доходной части областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке.
2. Расходная часть
Спецификация по изменениям в структуре расходов, включая новые расходные статьи и перераспределение средств, традиционно представлена в пояснительной записке к законопроекту.
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение Адресной инвестиционной программы Ярославской области на 2025 год сокращается на 421,567 миллионов рублей, в том числе 393,431 миллионов – средства областного бюджета, 28,136 миллионов – средства, поступившие от публично-правовой компании «Фонд развития территорий».
Уделим основное внимание изменениям расходной части в разрезе государственных программ и разделов (подразделов) классификации бюджетных расходов.
2.1. Государственные программы
Законопроект содержит предложения по увеличению расходной части областного бюджета 2025 года на 3,969 миллиардов рублей (+2,66% к действующим значениям) – до 152,995 миллиардов, в том числе в части государственных программ Ярославской области на 1,562 миллиардов (+1,13%), в части непрограммных расходов на 2,408 миллиардов рублей (+22,60%). Общие расходы на государственные программы составят 139,933 миллиардов, непрограммные расходы 13,062 миллиардов рублей.
Таким образом, предполагается, что госпрограммы по итогам 2025 года будут исполнены в совокупности в объеме, на 11,25% превышающем фактическое исполнение в 2024 году, непрограммные расходы – с превышением на 56,30%.
В части 18 государственных программ предлагается увеличить объемы финансирования, по 11 сократить бюджетные ассигнования, по 2 оставить без изменения.
Наиболее заметно предлагается увеличить финансирование следующих госпрограмм:
- «Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области» (+1,116 миллиардов рублей или +11,35%);
- «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области» (+590 миллионов рублей, +3,45%);
- «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» (+321,965 миллионов, + 6,85%);
- «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (+205,584 миллионов рублей; +22,97%).
Наиболее значительные сокращения по госпрограммам:
- «Развитие транспортного комплекса в Ярославской области» (-986,768 миллионов рублей или -5,99%);
- «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» (-366,155 миллионов, -65,55%);
- «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» -201,835 миллионов рублей или -28,40%).
Ожидаемый по итогам 2025 года с учетом данной корректировки областного бюджета объем финансирования 8 государственных программ Ярославской области ниже, чем их фактическое исполнение в 2024 году[5].
С более подробной информацией о расходной части областного бюджета по государственным программам можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.
2.2 Разделы и подразделы бюджетной классификации
В нашем распоряжении имелось два варианта плановой (прогнозной) составляющей расходной части ярославского областного бюджета в действующей редакции: приложение к пояснительной записке к законопроекту о корректировке областного бюджета, внесенному 30.06.2025 и утвержденные бюджетные ассигнования на 01.09.2025. Второй вариант несколько отличается от исходного по следующим позициям:
- расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» уменьшены на 3,764 миллиардов рублей, главным образом за счет сокращений по подразделу «Резервные фонды» (-5,402 миллиардов рублей) и увеличения на 1,628 ассигнований на «Другие общегосударственные вопросы»;
- увеличение расходов по разделу «Национальная оборона» на 2,300 миллиардов рублей;
- увеличение расходов по разделу «Национальная экономика» (+579,353 миллионов рублей) за счет увеличения финансирования дорожного хозяйства и подраздела «Другие вопросы в области национальной экономики»;
- увеличение по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 374,787 миллионов рублей;
- увеличение по разделу «Социальная политика» на 880,339 миллионов рублей, главным образом за счет роста расходов по подразделу «Социальное обеспечение населения» (+828,047 миллионов).
При рассмотрении предлагаемых изменений по разделам и подразделам классификации бюджетных расходов[6], можно отметить, что по сравнению с действующей редакцией в законопроекте в 2025 году серьезно увеличивается финансирование по двум разделам:
- «Общегосударственные вопросы» (+2,064 миллиардов рублей, +17,31%[7]), в основном за счет увеличения по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» (+1,995 миллиардов рублей, +47,61%);
- «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (+1,001 миллиардов рублей, +14,35%);
Можно отметить некоторый рост бюджетных ассигнований по разделам:
- «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», +5,01%;
- «Жилищно-коммунальное хозяйство, +5,17%);
- «Физическая культура и спорт», +4,08%;
- «Средства массовой информации», +3,04%.
В свою очередь, заметно уменьшается финансирование раздела «Охрана окружающей среды» (-29,777 миллионов рублей, -13,94%) и локально подразделов:
- «Транспорт», -6,13%;
- «Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов», -4,58%;
- «Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов», -4,17%;
- «Санаторно-оздоровительная помощь», -4,09%.
С более подробной информацией о предлагаемых изменениях в рамках бюджетной классификации можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.
4. Дефицит/профицит бюджета
Согласно законопроекту, дефицит ярославского областного бюджета на 2025 год увеличивается на 9,700 миллиардов рублей и составит 10,624 миллиардов.
5. Государственный долг
На момент подписания данной записки Министерство финансов Российской Федерации не опубликовало информацию «Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 сентября 2025 года», поэтому мы можем оперировать данными за семь месяцев.
По состоянию на 01.08.2025 госдолг Ярославской области составлял 58,238 миллиардов рублей, в том числе 4,887 миллиардов государственные ценные бумаги, 42,651 миллиардов бюджетные кредиты, 10,700 миллиардов коммерческие кредиты.
Согласно внесенному законопроекту, расходы на обслуживание государственного долга Ярославской области увеличиваются на 118 миллионов рублей и составляют 3,189 миллиардов рублей, что на 2,075 миллиардов или в 2,86 раз превышает прошлогодние фактические расходы по разделу «Обслуживание государственного долга».
Законопроектом предлагается уточнить «Программу государственных внутренних заимствований Ярославской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» в части увеличения предельного прогнозного размера государственного долга на 01.01.2026 с 53,987 до 63,070 миллиардов рублей[8], причем доля коммерческих кредитов увеличивается с 13,404 до 22,936 миллиардов рублей.
Приложения на 7 стр.
Начальник управления А.С. Буров
______________________________________
[1] На 17.09.2025 поступления по данному подвиду доходного источника составили 223,087 миллионов рублей или 24,01% от годового плана.
[2] На 17.09.2025 поступления составили 197,556 миллионов рублей или 2,32% от годового плана.
[3] На 17.09.2025 поступления составили 1,199 миллиардов или 24,87% от годового плана.
[4] Со скачком до -2,29% к АППГ по состоянию на 1 июля.
[5] При этом стоит учитывать, что эффективность государственных программ напрямую не зависит от объема бюджетных ассигнований и процента их исполнения по итогам года или на промежуточную дату.
[6] Сравнивается информация, приложенная к пояснительным запискам к законопроектам от 30.06.2025 и 18.09.2025.
[7] Предлагаемая сумма 13,984 миллиардов рублей по разделу «Общегосударственные вопросы» почти в 2,32 раза превышает фактическое исполнение за 2024 год.
[8] На 01.01.2027 и 01.01.2028 предельный прогнозный размер госдолга уменьшается до 61,540 и 60,043 миллиардов рублей при доле коммерческих кредитов 26,147 и 27,892 миллиардов соответственно.