«7» ноября 2025 г.                                                                                                № 14-04/09

В комитет

Ярославской областной Думы

по бюджету, финансам

и налоговой политике


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

О проекте ярославского областного бюджета на 2026 год

1 ноября 2025 года в Ярославскую областную Думу губернатором области был внесен проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов».

При подготовке аналитической записки были использованы как собственно законопроект, пояснительная записка к нему и иные представленные вместе с ним материалы, так и данные текущей отчетности Министерства финансов Ярославской области, Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту ЕПБС) и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту ИАС). В ряде случаев проводилось сравнение с аналогичным периодом предшествующего года (далее по тексту – АППГ).

В записке рассмотрены бюджетные показатели на 2026 год и прогнозные значения по исполнению бюджета 2025 года. В части основных параметров (характеристик) бюджета проведено сравнение с периодом 2020-2025 годов. В отношении доходной части ярославского областного бюджета сделано сопоставление с внесенным 01.11.2024 исходным законопроектом о бюджете на 2025 год, первоначально принятой (закон Ярославской области от 09.12.2024 № 88-з) и действующей редакциями областного бюджета (закон Ярославской области от 01.10.2025№ 36-з) текущего года.

По аналогичной схеме выполнен анализ расходной части. В отношении государственных программ показана сравнительная динамика между значениями, представленными в законопроекте, изначально утвержденной редакцией и фактическим исполнением за период 2021-2024 годов, а также прогноз их исполнения в 2025 году. Социальный блок также рассмотрен в соответствии с разделами и подразделами классификации расходов бюджетов.

1.1 Основные параметры (характеристики) бюджета: сопоставление

Доходы областного бюджета в 2026 году составят 151,451 миллиардов рублей, расходы - 151,871 миллиардов, дефицит бюджета планируется в размере 420,149 миллионов рублей.

Общий объем доходов по сравнению с законопроектом о бюджете на 2025 год увеличивается на 26,386 миллиардов рублей или на 21,10%. За последние шесть лет динамика по доходам к предшествующему году колебалась в пределах от -6,26% до +23,46%. В 2021 году плановые значения были самыми низкими к АППГ (-4,703 миллиардов рублей), при этом за весь период с 2020 года именно в 2021 году удалось завершить финансовый год с максимальным ростом доходной части (+35,24%) к исходному законопроекту и единственный раз с профицитом (4,301 миллиардов рублей).

Планируемый объем собственных (налоговых и неналоговых) доходов в 2026 году составляет 127,581 миллиардов рублей, что на 5,088 миллиардов или на 4,15% превышает значения АППГ. Для сравнения, собственные доходы в проекте закона о бюджете на 2024 год по сравнению с 2023 годом составили +25,859 миллиардов рублей или +30,53%. При этом фактическое исполнение по итогам 2025 года согласно прогнозу Министерства финансов Ярославской области ожидается достаточно скромным: -6,439 миллиардов рублей или -5,26% к изначально внесенным значениям. Аналогичная ситуация произошла и в 2024 году (-5,943 миллиардов или -5,38%). Подобный результат второй год подряд уже можно рассматривать как тенденцию.

Изначально внесенный объем безвозмездных поступлений в ярославский областной бюджет по факту исполнения, как правило, увеличивается в несколько раз. Так, в 2024 году он вырос в 2,26 раза, согласно прогнозу на 2025 должен превысить исходно внесенные значения в 6,62 раза.

Общий объем безвозмездных поступлений, который в законопроекте на 2026 год, составляет 23,870 миллиардов рублей, что лишь на 3,549 миллиардов или 12,94% уступает самым высоким фактически полученным когда-либо значениям (2023 год), поэтому ожидать их существенного роста в течение года вряд ли стоит.

Расходная часть бюджета по сравнению с АППГ в законопроекте увеличивается на 25,883 миллиардов рублей или на 20,54%, что выше аналогичных показателей 2025, 2024, 2023, 2022 и 2021 годов (+7,14%, +16,97%, +15,69%, +13,94% и +1,56%соответственно).

Как уже было написано, проект областного бюджета на следующий год внесен с дефицитом 420,149 миллионов рублей; изначально дефицитными были бюджеты 2021, 2023 и 2025 годов, в 2020 и 2022 годах расходы равнялись доходам, проект бюджета 2024 года был внесен с профицитом 2,774 миллиардов рублей.

С более подробной информацией об основных параметрах (характеристиках) бюджета можно ознакомиться в Приложении 1 к настоящей аналитической записке.

1.2. Основные параметры (характеристики) бюджета: прогнозные значения на 2025 год

Нами был проведен анализ вероятного итогового исполнения доходной части областного бюджета на 2025 год на основании:

- ежемесячных данных ИАС об исполнения ярославского областного бюджета текущего года;

- оперативных данных ЕПБС об исполнения бюджета на 28.10.2025 с использованием расчетного индекса пополнения в период 28.10-31.12.2025;

- ежедневных оперативных данных ЕПБС (без учета периодов с 29 числа каждого месяца до пятого рабочего дня месяца, следующего за ним, включительно[1]) о динамике поступления доходов в целом в сравнении с АППГ за период с 01.01.2025 до 28.10.2025;

- ежедневных оперативных данных ЕПБС о динамике поступления собственных (налоговых и неналоговых) доходов в сравнении с АППГ за период с 01.01.2025 до 28.10.2025; в данном случае размер итоговых безвозмездных поступлений условно был принят равным плановым годовым назначениям (16,891 миллиардов рублей);

- оценки ожидаемого исполнения областного бюджета за 2025 год по основным видам налоговых и неналоговых поступлений и расходов по государственным программам Ярославской области, представленной Министерством финансов Ярославской области.

Общий размер доходной части ярославского областного бюджета на 2025 год находится в пределах расчетных прогнозных значений по исполнению бюджета 2024 года.

После внесения изменений в доходную часть ярославского областного бюджета и ее сокращения на 5,731 миллиардов рублей – до 142,371 миллиардов, а по собственным (налоговым и неналоговым) доходам на 6,099 миллиардов рублей (закон Ярославской области от 01.10.2025№ 36-з) прогнозные значения по итогам года по доходам в целом должны составить +12,26% к фактическому исполнению за 2024 год, а по собственным (налоговым и неналоговым) соответственно +19,95%.

Министерство финансов Ярославской области при оценке ожидаемого исполнения областного бюджета за 2025 год прогнозирует фактическое исполнение по доходам в целом в размере 133,080 миллиардов рублей (+4,93% к АППГ), в том числе по собственным доходам 116,054 миллиардов (+10,94% к АППГ). Не будут исполнены плановые значения по налогу на прибыль организаций (-3,331 миллиардов рублей), акцизам (-1,065 миллиардов), налогам на имущество (-1,044 миллиардов), штрафам (-2,653 миллиардов), продаже имущества (-648,643 миллионов рублей).

По итогам девяти месяцев 2025 года в ярославский областной бюджет поступило 90,072 миллиардов рублей доходов в целом (+2,18% к АППГ), в том числе 78,758 (+7,28% к АППГ) миллиардов собственных доходов и 11, 494 миллиардов безвозмездных поступлений (-22,91%).

По состоянию на 28.10.2025 (см. Приложение 2 к записке) исполнение по доходам в целом составило +0,45% к АППГ и по собственным доходам +5,89% к АППГ. Тенденция исполнения областного бюджета к АППГ по доходам в целом в диапазоне от -1,04% до +1,15% к АППГ, по собственным доходам от +4,57% до +6,78%, к АППГ прослеживается с 9 июня 2025 года с двумя точечными отклонениями в обе стороны: на 01.07.2025 (-2,29% и +2,43% соответственно) и на 01.10.2025 (+2,18% и +7,28%).

Предположим, что в оставшиеся два месяца 2025 года темпы поступления собственных доходов в ярославский областной бюджет несколько возрастут (в первую очередь благодаря средствам от продажи имущества), однако вряд ли превысят +9% к фактическому исполнению в 2024 году. С учетом получения всех запланированных безвозмездных поступлений общая сумма доходов в 2025 году составит порядка 131 миллиардов рублей.

Оценочный объем расходов по итогам 2025 года в 140,725 миллиардов рублей представляется реалистичным.

При сопоставлении прогноза исполнения Министерства финансов Ярославской области и действующей редакции бюджета на 2025 год (закон Ярославской области от 01.10.2025№ 36-з) установлено, что в большей степени по итогам года планируется недофинансировать государственные программы «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области» (-3,448 миллиардов рублей или -19,27%), «Развитие здравоохранения в Ярославской области» (-1,380 миллиардов, -6,49%), «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» (-1,325 миллиардов, -32,91%), «Развитие транспортного комплекса в Ярославской области» (-1,058 миллиардов, -6,83%), «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» (-600,575 миллиардов, -11,96%), «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (-451,273 миллиардов рублей или -41,00%).

Непрограммные расходы будут исполнены в объеме 10,259 миллиардов рублей (78,54% от плана).

2. Доходы

Общий объем доходов на 2026 год в законопроекте на 26,386 миллиардов рублей или 21,10% превышает показатели внесенной исходной версии ярославского областного бюджета на 2025 год. Кроме того, он на 9,080 миллиардов или на 6,38% превышает значения действующей редакции бюджета на 2025 год и на 18,371 миллиардов или 13,80% превышает прогноз исполнения в 2025 году, представленный Министерством финансов Ярославской области.

Основной прирост идет за счет увеличения объема безвозмездных поступлений – на 21,298 миллиардов рублей или в 9,28 раз к законопроекту о бюджете 2025 года, на 6,979 миллиардов рублей или 41,32% к действующей редакции и на 6,845 миллиардов или 40,20% к оценке ожидаемого исполнения за 2025 год.

Рост по собственным (налоговым и неналоговым) доходам не так велик: +5,088 миллиардов рублей и +4,15%; +2,100 миллиардов и +1,67%; +11,527 миллиардов и +9,93% соответственно.

Наибольший интерес представляет сравнение в части собственных доходов законопроекта с оценкой ожидаемого исполнения за 2025 год[2].

По всем основным доходным источникам, кроме продажи материальных и нематериальных активов[3], планируется рост поступлений. Наиболее значительно должны увеличиться поступления от налога на доходы физических лиц (+3,954 миллиардов рублей), акцизов (+2,497 миллиардов), доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (+1,407 миллиардов), налогов на совокупный доход (+1,154 миллиардов) и налога на прибыль организаций (1,074 миллиардов). В 2,5 раза (до 1,404 миллиардов рублей) вырастут доходы от использования государственного имущества, на 25,31% (до 2,541 миллиардов) - штрафы, санкции и возмещение ущерба.

Более подробно (в сопоставлении с различными редакциями) информация о доходах ярославского областного бюджета на 2026 год представлена в Приложении 3 к настоящей аналитической записке.

3. Расходы

При утверждении и исполнении ярославского областного бюджета на 2025 год в его состав входила 31 государственная программа Ярославской области и непрограммные расходы. В 2026 году структура бюджета в целом сохраняется, за исключением государственной программы «Развитие системы государственных и муниципальных закупок, имущественных торгов Ярославской области». Структура государственных программ и основные направления бюджетных ассигнований достаточно подробно изложены в пояснительной записке к законопроекту.

Анализ исходных законопроектов 2020-2026 годов о бюджете на следующий год, первоначальных редакций областных бюджетов и их фактического исполнения (на 2025 год - прогноз) показывает, что в большинстве случаев финансирование госпрограмм на всех стадиях принятия и исполнения постепенно увеличивается.

Если сравнить исходные проекты бюджетов на 2026 и 2025 годы в разрезе государственных программ, то в части 2026 года можно сделать следующие выводы:

- значительно (в разы) предполагается увеличить финансирование госпрограмм «Научно-техническое развитие Ярославской области» (+1,417 миллиардов рублей, +651,89%), «Развитие лесного хозяйства Ярославской области» (+245,816 миллионов, +263,13%), «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (+1,402 миллиардов, +152,85%) и «Охрана окружающей среды в Ярославской области» (+380,263 миллионов рублей, +108,76%);

- увеличиваются расходы на государственные программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» (+1,021 миллиардов рублей, +97,20%), «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» (+64,97 миллионов,   +96,86%), «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» (+2,458 миллиардов рублей, +87,79%).

С другой стороны, несколько сокращаются расходы на госпрограммы «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» (-128,565 миллионов рублей, -13,88%), «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» (-12,869 миллионов, -12,14%) и «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» (-18,937 миллионов рублей, -5,77%).

Напоминаем, что обычно исходно вносятся только начальные суммы финансирования, которые могут значительно измениться в течение финансового года. Так, в проекте закона о бюджете на 2022 год государственную программу «Охрана окружающей среды в Ярославской области» предлагалось профинансировать в размере 92,628 миллионов рублей, при принятии во втором чтении сумма выросла до 332,358 миллионов, фактическое исполнение по итогам года составило 902,410 миллионов рублей. В случае с бюджетом 2026 года такое если и будет происходить, то в основном путем перераспределения уже внесенных источников: объемы поступления собственных доходов заявлены достаточно напряженными, безвозмездные поступления уже во внесенной редакции превышают прогнозные значения по исполнению 2025 года более, чем на 40%.

Объем непрограммных расходов на 2026 год составил 9,732 миллионов рублей, что на 1,607 миллиардов или 19,79% превышает исходные значения 2025 года. За период с 2020 года непрограммные расходы выросли на 6,284 миллиардов рублей (рост в 2,83 раза).

Более подробно информация о государственных программах на 2026 год представлена в Приложении 4 к данной записке.

Следует отметить, что несмотря на ежегодное постепенное снижение доли социальных расходов в областном бюджете (с 66,40% в законопроекте об областном бюджете 2020 года до 48,54% в 2026 году), совокупный объем средств, направляемых на финансирование социальной сферы увеличился за тот же период с 49,861 миллиардов рублей до 73,713 миллиардов, рост в абсолютных величинах составил 47,84%[4].

Больше всего за этот период выросли расходы на физическую культуру и спорт (в 4,93 раза), на культуру и кинематографию (+112,11%), а также на образование (+55,46%%).

Более подробно информация об уровне социальной ориентированности ярославского областного бюджета в 2020-2025 годах представлена в Приложении 5 к настоящей аналитической записке.

Проект перечня объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, планируемых к финансированию за счет средств областного бюджета, федерального бюджета и иных источников в рамках адресной инвестиционной программы Ярославской области на 2026 год представлен в объеме 10,291 миллиардов рублей, в том числе 3,867 миллиардов – средства областного бюджета, 6,237 миллиардов – федерального бюджета[5], 187,176 миллионов рублей – иных источников.

4. Государственный долг

Согласно проекту «Программы государственных внутренних заимствований Ярославской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» объем государственного долга Ярославской области на 01.01.2026 прогнозируется в объеме 63,070 миллиардов рублей (22,936 миллиардов[6] коммерческих кредитов, 3,559 миллиардов государственные ценные бумаги, 36,575 миллиардов бюджетные кредиты); на 01.01.2027 в объеме 61,530 миллиардов рублей (26,137 миллиардов, 1,008 миллиардов, 34,385 миллиардов рублей соответственно).

Материалы по детальному сопоставлению государственных программ на 2026 и 2025 годы будут представлены в профильные комитеты Ярославской областной Думы дополнительно.


Приложения на 6 стр.



Начальник управления                                                                      А.С. Буров



________________________________________

[1] Ежедневные сводные данные об исполнении федерального бюджета. С 1 января 2023 года изменены порядки и сроки уплаты налоговых платежей в связи с переходом на механизм единого налогового платежа (ЕНП). Перечисления с использованием ЕНП налогоплательщиками осуществляются 28 числа каждого месяца. Зачисление и распределение по бюджетам происходит в первые четыре рабочих дня следующего за отчетным месяца. В связи с вышеизложенным данные по кассовому исполнению налоговых доходов с 28 календарного дня по 5 рабочий день следующего за отчетным месяца включают не все налоговые платежи. Таким образом, оперативные данные об исполнении доходов федерального бюджета не размещается на едином портале с 28 календарного дня до 5-го рабочего дня следующего месяца.

[2] В аналогичной ситуации на 2025 год был запланирован серьезный рост собственных (налоговых и неналоговых) доходов – на 18,985 миллиардов рублей или 18,34%. По итогам 2024 года ожидалось +7,552 миллиардов или +7,87%.

[3] Доходы от продажи государственного имущества уменьшатся на 332,501 миллионов рублей или на 14,25%.

[4] Общий рост плановых расходов за тот же период составил +102,25%.

[5] В том числе 4 миллиарда рублей на реконструкцию Московского проспекта со строительством транспортных развязок и мостового перехода через реку Волгу в составе обхода центральной части города Ярославля.

[6] Имеются в виду предельные значения.