Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Постановление от 29.04.2014 №95

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».


Дополнительные материалы


Правовой акт


 

Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

 

от

  29.04.2014

 

95

 

Об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з

«О бесплатном предоставлении в собственность

граждан земельных участков, находящихся в

государственной или муниципальной собственности»

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Отчет), в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять Отчет к сведению (прилагается).

2. Поручить комитету Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству подготовить изменения в Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в соответствии с пунктом 3 раздела 5 Отчета.

3. Рекомендовать Правительству Ярославской области:

1) проинформировать муниципальные районы и городские округа о единообразном применении частей 1 и 3 статьи 1 Закона в части определения категории граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Ярославской области, а также механизма получения информации из муниципальных образований Ярославской области о реализации гражданином права на бесплатное предоставление земельного участка (после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации);

2) создать в регионе единую информационную базу данных об имевшем месте факте реализации гражданином права на получение бесплатно в собственность земельного участка.

4. Разместить настоящее Постановление и Отчет на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Направить настоящее Постановление и Отчет в Правительство Ярославской области, муниципальные районы и городские округа Ярославской области.

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Ярославской областной Думы И.В. Осипова.

Председатель

Ярославской областной Думы                                                    М.В. Боровицкий

 

 ..

Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 29.04.2014 № 95

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з
«О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»

 

1. Общие положения

Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации деятельности по мониторингу правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и Планом мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на первый квартал 2014 года, утвержденным Постановлением Ярославской областной Думы от 11.12.2013 № 346.

Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон).

Субъект проведения мониторинга – рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству от 04.02.2014 № 9 (далее – рабочая группа).

Период проведения мониторинга – с начала вступления Закона в силу (май 2007 года) по 1 января 2014 года.

Время проведения мониторинга – первый квартал 2014 года.

 

2. Цели и задачи мониторинга

Целью осуществления правового мониторинга являлось совершенствование Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Задачами правового мониторинга являлись:

– выработка предложений по совершенствованию и повышению качества Закона;

– выявление в Законе пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;

– выявление в Законе коррупциогенных факторов;

– выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм Закона и принятых в связи с ним нормативных правовых актов, выработка предложений по их устранению;

– выявление в Законе ошибок юридико-технического характера и их устранение;

– выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия Закона, иных нормативных правовых актов Ярославской области.

 

3. Сведения о деятельности рабочей группы по проведению мониторинга

Председатель рабочей группы – Заяшников Евгений Николаевич, депутат, заместитель Председателя Ярославской областной Думы.

Члены рабочей группы:

А.В. Калганов, В.А. Колобов, И.Т. Парамонов – депутаты Ярославской областной Думы;

В.И. Мостовая, А.В. Фирсова, И.Н. Черничкина – сотрудники аналитического, организационного и правового управлений аппарата Ярославской областной Думы (соответственно);

Н.В. Золотников – глава Некрасовского муниципального района, председатель Правления Совета муниципальных образований Ярославской области;

А.В. Желиховская – заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области;

В.В. Соловей – начальник отдела регулирования земельных отношений департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области;

П.В. Штарев – и.о. начальника управления Правительства области по взаимодействию с законодательными органами.

Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:

– разработаны и направлены в органы исполнительной власти и местного самоуправления Ярославской области запросы о ходе реализации Закона и имеющихся проблемах в связи с его исполнением;

– систематизированы поступившие на запросы ответы;

– подготовлена и рассмотрена информация о реализации на территории Ярославской области Закона, содержащая проблемы и пути их решения;

– проведена правовая оценка хода реализации норм Закона и необходимости подготовки законодательной инициативы по внесению в него изменений;

– проанализирована практика судов общей юрисдикции.

За время проведения мониторинга рабочая группа провела два заседания.

 

4. Проведение мониторинга

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных указанным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой в Ярославской области был принят Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Законом осуществляется правовое регулирование вопросов бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, включая случаи и условия бесплатного предоставления указанных земельных участков.

Мониторинг правоприменения Закона проводился на всей территории Ярославской области. Информация о результатах реализации Закона предоставлена Правительством Ярославской области, 17 муниципальными районами и 3 городскими округами Ярославской области. В ходе мониторинга проведена оценка реализации норм Закона.

 

4.1. Оценка хода реализации норм Закона

В ходе проведения мониторинга установлено, что гражданам Ярославской области предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

4.1.1. Случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории Ярославской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(статья 2 Закона).

Граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если(часть 1 статьи 2
Закона):

1) земельные участки с расположенными на них жилыми, дачными или садовыми домами, приобретенными в собственность до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, находятся в их фактическом пользовании, но права на которые не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы;

2) на земельных участках расположены жилые, дачные или садовые дома, приобретенные гражданами в результате наследования либо по иным предусмотренным законом основаниям, и эти земельные участки наследодатель или иной прежний собственник жилого, дачного или садового дома имел право приобрести в собственность бесплатно, но данное право не реализовал;

3) земельные участки предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, дачного строительства и ведения дачного хозяйства, индивидуального гаражного строительства и эксплуатации индивидуального гаража независимо от вида предоставленных прав на земельные участки. При этом земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного, дачного или гаражного строительства на праве аренды, могут быть приобретены в собственность бесплатно не ранее представления документов, подтверждающих факт создания на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с целями предоставления земельных участков. Право на бесплатное предоставление в собственность такого земельного участка в соответствии с настоящим Законом не может быть реализовано в случае предоставления документов, подтверждающих факт создания на данном земельном участке объекта незавершенного строительства;

4) земельные участки предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства независимо от вида предоставленных прав на земельные участки. При этом земельные участки, предоставленные в указанных целях на праве аренды, могут быть приобретены в собственность бесплатно не ранее чем через три года с момента заключения договора аренды при условии его надлежащего исполнения со стороны арендатора;

5) земельные участки предоставлены гражданам для огородничества на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

С начала вступления Закона в силу и до конца 2013 года в Ярославской области было зарегистрировано 12157 случаев однократного бесплатного получения в собственность земельных участков гражданами, не осуществлявшими указанное право после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (таблица 1.1. приложения 1).
В значительном числе случаев (60,5% от обще-
го количества) земельные участки бесплатно предоставлялись гражданам, которые приобрели их в собственность, или участки были получены гражданами в результате наследования либо по иным предусмотренным законом основаниям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и фактически использовали под жилые, дачные или садовые строения, но надлежащим образом не оформили на них право. Свыше 21% земельных участков (2605 участков) изначально было предоставлено гражданам на праве аренды для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, дачного строительства и ведения дачного хозяйства, индивидуального гаражного строительства и эксплуатации индивидуального гаража. Получение в собственность бесплатно указанных земельных участков осуществлялось после представления документов, подтверждающих факт создания на них объекта недвижимого имущества в соответствии с целями предоставления участков. Около 18% от общего количества земельных участков в области (2158 участков) бесплатно предоставлено гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства независимо от вида предоставленных на них прав. При этом земельные участки, предоставленные изначально на праве аренды, были получены гражданами в собственность бесплатно не ранее чем через три года с момента заключения договора аренды при условии надлежащего исполнения договора со стороны арендатора. Лишь незначительная часть граждан (0,1%) получила земельные участки для огородничества на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Количество случаев бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков в муниципальных образованиях прямо коррелирует с численностью проживающего населения и близостью расположения к крупным населенным пунктам. Из всех зарегистрированных случаев бесплатного предоставления земельных участков 27,9% приходится на городской округ город Ярославль, 13,9% – на городской округ город Рыбинск, по 7 – 8% – на Угличский, Тутаевский и Гаврилов-Ямский муниципальные районы.

В 2011 году в Закон внесены изменения, которыми предоставлено право на однократное бесплатное получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строи-
тельства следующим категориям граждан
(часть 2
статьи 2 Закона):

1) граждане являются участниками целевых программ по поддержке молодых семей, реализуемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, включающих меры по поддержке индивидуального жилищного строительства, при условии выполнения ими требований, установленных данными программами. Право на предоставление земельных участков в течение трех лет сохраняется за гражданами, выбывшими из указанных программ по причине достижения предельного возраста участника соответствующих программ;

2) граждане, вложившие средства в долевое строительство многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве и иных договоров в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, признаны потерпевшими от действий (бездействия) застройщиков на территории Ярославской области в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

3) граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

За прошедший период в области зарегистрировано 324 указанных случая бесплатного предоставления земельных участков (таблица 1.2. приложения 1).

Из всех категорий граждан, получивших бесплатные земельные участки, наибольший удельный вес (46,5%) занимают граждане, являющиеся участниками целевых программ по поддержке молодых семей. Введение нормы о сохранении в течение трех лет права за гражданами, выбывшими из указанных программ по причине достижения предельного возраста участника соответствующих программ, на бесплатное предоставление земельных участков было направлено на решение проблем получения земельных участков и реализуется указанной категорией граждан. В городском округе город Ярославль за последние три года молодыми семьями получен 71 земельный участок (37,6% от общего количества), в городском округе город Переславль-Залесский – 25 участков (13,2% от общего количества). Но при этом в 10 муниципальных районах области граждане указанным правом не воспользовались.

Гражданам, вложившим средства в долевое строительство многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве и иных договоров в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, признанным потерпевшими от действий (бездействия) застройщиков на территории Ярославской области в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, бесплатно предоставлено 138 земельных участков (33,9% от общего количества), в том числе 46 участков – Правительством Ярославской области в городском округе город Ярославль из земель, находящихся в государственной собственности, 78 участков – мэрией городского округа город Ярославль, 7 участков – администрацией городского округа город Рыбинск.

Также в 2011 году в Закон внесены изменения, согласно которым гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено право без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно приобретать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для следующих целей (часть 3 статьи 2 Закона):

1) для индивидуального жилищного строительства в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.

Из общего количества земельных участков граждан, имеющих трех и более детей, 39,3% (442 участка) предоставлено для индивидуального жи-
лищного строительства (таблица 1.3. приложения 1).
Наибольшее их количество расположено в Уг-
личском, Некрасовском муниципальных районах и городском округе город Рыбинск (13,2%, 12,4% и 12,6% соответственно). Для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества 22,0% земельных участков предоставлено в Некрасовском, 18,7% в Рыбинском и 17,5% в Переславском муниципальных районах. В четырех муниципальных образованиях указанным правом граждане не воспользовались.

 

4.1.2. Максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно (статья 3 Закона).

Размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, определены Законом в 2011 году. При этом областным Законом установлены максимальные размеры земельных участков в разрезе направлений их использования только по землям, находящимся в собственности Ярославской области, кроме земельных участков для граждан, имеющим трех и более детей, по которым максимальные размеры определены по землям, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Муниципальные районы и городские округа своими нормативными правовыми актами установили максимальные размеры земельных участков для бесплатного предоставления в собственность граждан из земель, находящихся в собственности муниципальных образований. Представленные муниципальными образованиями данные свидетельствуют, что фактические размеры земельных участков с учетом направления их использования находятся в установленном диапазоне между максимальным и минимальным значением (таблица 1.4. приложения 1). Муниципальными районами и городскими округами в полной мере соблюдается часть 1 статьи 3 Закона по непревышению максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно. 

4.1.3. Формирование земельных участков с целью их бесплатного предоставления гражданам (часть 4 статьи 21 Закона).

Муниципальными районами и городскими округами проводится работа по формированию земельных участков с целью их бесплатного предоставления гражданам в разрезе видов разрешенного
использования земель (таблица 1.5. приложения 1).
Перечень сформированных и зарегистрирован-
ных земельных участков размещен на официальных сайтах органов муниципальных образований, уполномоченных на управление и распоряжение земельными участками, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
. В размещенной информации указывается кадастровый номер земельного участка, его адрес, площадь, обеспеченность земельного участка инженерной инфраструктурой и транспортным сообщением, отметка о предоставлении в собственность. В большинстве случаев предназначенные для бесплатного предоставления в собственность земельные участки не в полной мере обеспечены инженерной инфраструктурой и транспортным сообщением (в ряде случаев имеется электроснабжение, наличие грунтовой дороги, а в городских округах – газоснабжение).

Несмотря на проведенную муниципальными районами и городскими округами работу по предоставлению в собственность граждан бесплатно земельных участков, в области имеется значительная очередь из различных категорий граждан на получение указанных участков (таблица 1.6. приложения 1).

Всего в области в книге учета граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, на конец 2013 года состояло 1423 гражданина, в том числе:

– 1148 граждан (80,7% от общего количества) являются одним из родителей или единственным родителем, имеющим трех и более родных и (или) усыновленных детей;

– 195 граждан (13,7% от общего количества) являются участниками целевых программ по поддержке молодых семей;

– 61 гражданин (4,3% от общего количества) – вложившие средства в долевое строительство многоквартирных домов и признанные потерпевшими от действий (бездействия) застройщиков;

– 19 граждан (1,3% от общего количества) – принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Наибольший размер очередность имеет место в городском округе город Ярославль, Ярославском, Переславском и Угличском муниципальных районах, при этом она отсутствует в Пошехонском муниципальном районе. 

4.2. Проблемы реализации Закона

В ходе проведения мониторинга правоприменения установлено, что реализация Закона в муниципальных районах и городских округах сопряжена с рядом проблем.

Обобщение представленной муниципальными образованиями информации по проблематике применения на практике Закона позволило свести их к следующему перечню:

1) в регионе отсутствует единая информационная база данных об имевшем место факте реализации гражданином права на получение бесплатно в собственность земельного участка;

2) в случае регистрации гражданина по месту пребывания в Законе отсутствует возможность установления факта его постоянного или преимущественного проживания на территории Ярославской области;

3) отсутствует понятие «граждане, имеющие трех и более детей»;

4) отсутствует перечень документов, предоставляемых в качестве подтверждения факта создания на земельном участке объекта недвижимости с целью предоставления гражданину в собственность бесплатно указанного участка;

5) не предусмотрена возможность направления предложения о предоставлении земельного участка сразу нескольким лицам в порядке очередности либо предоставления гражданину, стоящему на очереди первым, сразу нескольких земельных участков. Кроме того, в данном случае у гражданина отсутствует право выбора свободного земельного участка из соответствующего перечня земельных участков, поскольку ему направляется предложение приобрести в собственность конкретный земельный участок из перечня;

6) бюджетные средства муниципального района направляются на формирование земельных участков, которые бесплатно предоставляются в собственность гражданам, проживающим в других муниципальных образованиях и не участвующим в формировании бюджета района, предоставляющего им указанный участок;

7) в бюджетах дотационных муниципальных районов отсутствуют средства на формирование земельных участков (определение границ участков в соответствии с действующим законодательством) для предоставления гражданам бесплатно в собственность;

8) в большинстве муниципальных районов и городских округов нет достаточного количества земельных участков для индивидуального жилищного строительства, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Особенно острой эта проблема является для города Ярославля и Угличского района. Количество граждан, имеющих право бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства, превышает количество земельных участков, предоставление которых может быть обеспечено городом Ярославлем;

9) аннулирование в муниципальных районах сформированных земельных участков по истечении пяти лет при условии, если они не переданы бесплатно в собственность гражданам, имеющим на это право, из-за отсутствия заявлений от указанных граждан;

10) отсутствие инвестиционных программ по подведению инженерной инфраструктуры к земельным участкам для индивидуального жилищного строительства, как следствие, отсутствие (или удаленность) магистральных сетей (электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения) и подъездных дорог к земельным участкам.

Помимо причин, препятствующих исполнению норм Закона, обозначенных муниципальными образованиями, членами рабочей группы также установлен ряд проблем правоприменения. В случае если в Закон будут вноситься изменения в части расширения категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, обеспечения земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, инженерной инфраструктурой необходимо учитывать следующее:

при расширении категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, необходимо учитывать тот факт,
что количество указанных граждан превышает количество земельных участков, предоставление которых может быть обеспечено городскими округами Ярославской области и расположенными рядом с ними населенными пунктами. В связи с этим нет гарантии того, что граждане не будут обращаться в суд о предоставлении им муниципальными образованиями земельного участка, а в связи с его отсутствием граждане имеют право предъявлять требование о последующей замене исполнения решения суда денежной компенсацией;

в случае закрепления в Законе нормы о предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей,
земельных участков для индивидуального жилищного строительства, обеспеченных инженерной инфраструктурой, муниципальным образованиям Ярославской области, большая часть из которых являются дотационными, будет затруднительно реализовать ее на практике в связи с отсутствием финансовых возможностей на реализацию инфраструктурных проектов. Справочно: на начало 2014 года в очереди на получение земельных участков находилось 1723 гражданина, имеющих трех и более детей.

4.3. Судебные иски по вопросам реализации Закона

Реализация Закона на территории области была сопряжена с наличием судебных исков со стороны граждан к органам местного самоуправления. Рабочей группой был направлен запрос в муниципальные районы и городские округа области о наличии гражданских дел по заявлениям граждан, оспаривавшим действия (бездействие) администраций муниципальных образований при реализации Закона. Информация о наличии гражданских дел по заявлениям граждан, оспаривавшим действия администрации в ходе реализации Закона, поступила из мэрии городского округа город Ярославль, администраций Переславского и Ростовского муниципальных районов. В целом по области вынесено 38 судебных решений по обжалованию ненормативных правовых актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, связанных с реализацией Закона. Из них 19 решений принято в пользу граждан, 18 решений – в пользу администраций муниципальных образований, одно заявление оставлено без рассмотрения. Среди основных причин обращений граждан в судебные инстанции можно отметить следующие:

– утрата статуса гражданами, имеющими трех и более детей, в связи с достижением одним из детей совершеннолетия;

– наличие у заявителя на территории области регистрации по месту пребывания, что не подтверждает факт его постоянного или преимущественного проживания. 

4.4. Результаты проведения мониторинга

В результате проведенного мониторинга установлено, что дальнейшая реализация Закона предполагает решение ряда вопросов законодательного и организационного характера.

Значительная часть предложений по внесению изменений в Закон поступила от муниципальных районов и городских округов. ПравоприменителямиЗакона направлены предложения о внесении следующих изменений в Закон:

– установить критерии постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории Ярославской области, или издания подзаконного акта, конкретизирующего указанную норму;

– предусмотреть компенсацию муниципальным образованиям из средств областного бюджета на формирование земельных участков;

– предусмотреть положение, согласно которому муниципальное образование предоставляет земельные участки только гражданам, постоянно или преимущественно проживающим в границах этого муниципального образования;

– пункт 2 части 2 статьи 2 Закона дополнить словами следующего содержания «в случае сдачи дома в эксплуатацию граждане, признанные потерпевшими от действий (бездействия) застройщиков на территории Ярославской области в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, не сохраняют право на получение земельного участка в собственность бесплатно»;

– уточнить категорию «граждане, имеющие трех и более детей»;

– установить перечень документов, предоставляемых в качестве подтверждения факта создания на земельном участке объекта недвижимости с целью предоставления указанного участка гражданину бесплатно в собственность;

– установить порядок определения (выбора) земельного участка из единого перечня земельных участков, обеспечивающих более объективное принятие гражданином решения о приобретении земельного участка. Предусмотреть право органа местного самоуправления направить гражданину сразу несколько вариантов земельных участков, предполагаемых для предоставления в собственность, либо право направить предложения сразу нескольким гражданам;

– уточнить процедуру выбора земельных участков для граждан, имеющих трех и более детей, установив общий 30-дневный срок для принятия решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка.

Анализ правоприменения Закона, проведенный рабочей группой, показал, что по отдельным нормам необходимо провести разъяснительную работу. Глав муниципальных районов и городских округов Ярославской области необходимо проинформировать о единообразном применении частей 1 и 3 статьи 1 Закона в части определения категории граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Ярославской области, а также механизма получения информации от других муниципальных образований Ярославской области о реализации гражданином права на бесплатное предоставление земельного участка (после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации). 

5. Выводы о состоянии объекта мониторинга и предложения по принятию необходимых мер для решения проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга.

1. В Законе Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» не выявлено ошибок юридико-технического характера, противоречий, дублирования и коллизий, а также коррупциогенных факторов.

2. В Ярославской области осуществляется правовое регулирование вопросов бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации. Земельные участки бесплатно предоставляются гражданам Правительством области, муниципальными районами и городскими округами Ярославской области в соответствии с нормами Закона и нормативными правовыми актами, принятыми указанными муниципальными образованиями.

3. По ряду вопросов, возникших в ходе реализации Закона, требуется законодательная доработка. Комитету Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству необходимо подготовить следующие изменения в Закон:

1) в части 4 статьи 1 Закона слова «гражданам (одному из родителей или единственному родителю), которые имеют трех и более родных и (или) усыновленных детей» дополнить словами «, не достигших возраста 18 лет».

Вносимое изменение позволит достичь единообразия в понимании категории граждане, имеющие трех и более детей, посредством указания возраста детей;

2) в пункте 3 части 1 статьи 2 Закона установить, что факт создания на земельном участке объекта недвижимого имущества подтверждается свидетельством о праве собственности на такой объект.

4. По вопросам, не требующим законодательного изменения, но имеющим место при реализации Закона, предлагается:

1) субъектам права законодательной инициативы при внесении изменений в Закон не осуществлять расширение категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) Правительству Ярославской области:

– проинформировать муниципальные районы и городские округа о единообразном применении частей 1 и 3 статьи 1 Закона в части определения категории граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Ярославской области, а также механизма получения информации от других муниципальных образований Ярославской области о реализации гражданином права на бесплатное предоставление земельного участка (после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации);

– создать в регионе единую информационную базу данных об имевшем место факте реализации гражданином права на получение бесплатно в собственность земельного участка;

3) комитету Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Ярославской области о закреплении расходных обязательств Ярославской области по софинансированию муниципальных районов и городских округов Ярославской области на формирование земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, и обеспечение их инженерной инфраструктурой.

 

Приложение к Отчету

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5