Об итогах мониторинга правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
Постановление от 29.04.2014 №96

Об итогах мониторинга правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

шестого созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29.04.2014                                      № 96
г. Ярославль

Об итогах мониторинга правоприменения
обеспечения жилыми помещениями граждан,
проживающих в жилых помещениях,
признанных непригодными для проживания

 

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания (далее – Отчет), в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе», Ярославская областная Дума

ПОСТАНОВИЛА:

1. Принять Отчет к сведению (прилагается).

2. Поручить комитету Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству подготовить законодательную инициативу в Государственную Думу  Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в части освобождения собственников жилых помещений, признанных в установленном порядке малоимущими, от оплаты разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и изымаемого жилого помещения.

3. Поручить комитету Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству подготовить совместно с Правительством Ярославской области законодательную инициативу в Государственную Думу  Федерального Собрания Российской Федерации о внесении
изменений в Федеральный закон от 21.07.2007
№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части установления в законе объема долевого финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере не ниже 50 процентов,  а также  установления возможности получения финансовой поддержки за счет средств Фонда для  расселения аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации с учетом  площади предоставляемых, а не расселяемых жилых помещений.

4. Рекомендовать Правительству Ярославской области:

4.1. Подготовить обращение в Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с просьбой об обращении профильных  федеральных органов исполнительной власти  в Верховный суд Российской Федерации с обозначением проблем, возникающих при исполнении органами местного самоуправления судебных решений о расселении аварийного жилищного фонда.

4.2. Рассмотреть возможность уточнения Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 – 2015 годы и о закреплении  расходных обязательств Ярославской области по софинансированию муниципальных образований Ярославской области, в том числе не являющихся дотационными, на  приобретение жилых помещений, с учетом дополнительных метров, составляющих разницу между расселяемой площадью жилого помещения и предоставляемой минимально необходимой  площадью жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

5. Разместить настоящее Постановление и Отчет на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Направить настоящее Постановление и Отчет в Правительство Ярославской области, муниципальные районы и городские округа Ярославской области.

7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Ярославской областной Думы И.В. Осипова.

 

Председатель     
Ярославской областной Думы       М.В. БОРОВИЦКИЙ

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания

 

I. Общие положения

Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», методическими рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и Планом мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на первый квартал 2014 года, утвержденным Постановлением Ярославской областной Думы от 11.12.2013 № 346.

Объект мониторинга – Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 – 2015 годы, утвержденная постановлением Пра-
вительства Ярославской области от 22.04.2013
№ 432-п в части расселения аварийного жилищного фонда Ярославской области.

Субъект проведения мониторинга рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству 21 января 2014 года № 5.

Время проведения мониторинга первый квартал 2014 года.

 

II. Цели и задачи мониторинга

Целью осуществления правового мониторинга является совершенствование Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 – 2015 годы.

Задачами правового мониторинга являются:

– выработка предложений по совершенствованию и повышению качества законодательства;

– выявление в нем пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;

– выявление в законодательстве коррупциогенных факторов;

– выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм законодательства и принятых в связи с ним нормативных правовых актов, выработка предложений по их устранению;

– выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия федерального законодательства и нормативных правовых актов Ярославской области.

 

III. Сведения о составе рабочей группы по проведению мониторинга

Председатель рабочей группы – В.?Н. Корюгин, заместитель председателя комитета Ярославской областной думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству.

Члены рабочей группы:

С.А. Балабаев, А.В. Калганов, Ю.К. Павлов депутаты Ярославской областной Думы;

О.М. Краснова, Я.М. Майборода, Н.В. Молоткова сотрудники правового, аналитического и организационного (соответственно) управлений аппарата Ярославской областной Думы;

Л.А. Волканевская – заместитель директора департамента финансов Ярославской области;

А.В. Набокова – первый заместитель директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля;

А.Н. Огурцова – заместитель директора департамента строительства Ярославской области;

В.В. Рыбаков – директор Фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.

В соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе» рабочей группой проведены следующие мероприятия:

– разработаны и направлены в органы исполнительной власти и местного самоуправления Ярославской области запросы о ходе реализации нормативных правовых актов, являющихся объектом мониторинга, и имеющихся проблемах в связи с их исполнением;

– систематизированы поступившие на запросы ответы;

– подготовлена и рассмотрена информация о реализации на территории Ярославской области нормативных правовых актов, являющихся объектом мониторинга, содержащая проблемы и пути их решения;

– проведена правовая оценка хода реализации нормативных правовых актов, являющихся объектом мониторинга, и необходимости подготовки законодательной инициативы по внесению в них изменений.

За время проведения мониторинга рабочая группа провела три заседания.

 

IV. Проведение мониторинга

Решение о создании рабочей группы (в соответствии с Постановлением Ярославской областной Думы от 11.12.2013 № 346 «Об утверждении плана мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на первый квартал 2014 года») было принято на заседании комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству 21 января 2014 года. Первое заседание рабочей группы с участием приглашённых лиц от Правительства Ярославской области (департамент строительства, департамент финансов), мэрии г. Ярославля (департамент организации строительства и жилищной политики), Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области состоялось 4 февраля 2014 года.

На первом заседании рабочей группы было решено, что работа по мониторингу правоприменения будет осуществляться в отношении норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 № 432-п в части расселения аварийного жилищного фонда Ярославской области.

К заседанию рабочей группы были разработаны первые предложения по работе с муниципальными образованиями Ярославской области, составлен первый вариант опросного листа (в табличной форме). По итогам первого заседания рабочей группы было принято решение:

1. Предложить Правительству Ярославской области и мэрии города Ярославля согласовать участие в проведении указанного мониторинга следующих кандидатур:

– Л.А. Волканевская – заместитель директора департамента финансов Ярославской области;

– А.В. Набокова – первый заместитель директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля;

– А.Н. Огурцова – заместитель директора департамента строительства Ярославской области;

– В.В. Рыбаков – директор Фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.

2. Разработать уточненный (с учетом предложений и дополнений членов рабочей группы) вариант опросного листа для муниципальных образований Ярославской области.

3. Направить данный опросный лист главам муниципальных районов и городских округов Ярославской области.

Информация о первом заседании рабочей группы
и принятых решениях была включена в повестку очередного заседания комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству 4 февраля 2014 года.

6 февраля 2014 года был получен первый пакет документов от департамента строительства Ярославской области, содержащий сведения об аварийном жилищном фонде Ярославской области, актуальную информацию о количестве исковых заявлений и судебных решениях, обязывающих осуществить органы местного самоуправления расселение аварийного жилищного фонда, другую статистическую информацию, необходимую для работы рабочей группы.

11 февраля 2014 года был подготовлен запрос от имени председателя Ярославской областной Думы М.В. Боровицкого главам муниципальных районов и городских округов Ярославской области с просьбой в максимально возможные сроки направить в Ярославскую областную Думу сводную обобщенную информацию для рабочей группы по мониторингу правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, по следующим вопросам:

1. Число судебных решений, предписывающих осуществить мероприятия по расселению граждан.

2. Примерную экспертную оценку общей площади помещений, непригодных для проживания граждан, и до 1 января 2012 года не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

3. Проблемы, с которыми столкнулись органы местного самоуправления (далее – ОМСУ) при исполнении судебных решений, а также при расселении граждан из аварийного жилого фонда и помещений, непригодных для проживания.

4. Предложения ОМСУ по вопросу переселения граждан из аварийного жилого фонда и помещений, непригодных для проживания.

В течение месяца информацию предоставили Большесельский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Даниловский, Мышкинский, Некоузский, Некрасовский, Ростовский, Первомайский, Пошехонский, Тутаевский, Угличский муниципальные районы (далее – МР), город Ярославль и город Рыбинск. Брейтовский, Любимский, Ярославский муниципальные районы предоставили информацию только по отдельным поселениям. После получения информации от муниципальных образований, данные сведения (вместе с информацией от департамента строительства Ярославской области) были проанализированы, обобщены и направлены членам рабочей группы для обсуждения и последующего принятия соответствующих решений (сводная информация содержится в Приложениях № 1-2 к Отчету). Главные проблемы, с которыми столкнулись ОМСУ, можно разбить на несколько групп.

1. Серьёзной проблемой для ОМСУ является необходимость финансировать за счет средств местного бюджета дополнительные метры, составляющие разницу между расселяемой площадью жилого помещения и предоставляемой минимально необходимой площадью жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31?01?2003 «Здания жилые многоквартирные».

На данную проблему обратили особое внимание Борисоглебский, Даниловский, Любимский, Некоузский, Тутаевский, Угличский МР и г. Ярославль.

2. Угличский и Первомайский МР отметили необходимость включения в программу одноквартирных домов, непригодных для проживания, либо одноквартирных аварийных домов (индивидуальные дома).

3. Пошехонский и Ростовский МР отметили проблему, что при исполнении судебных решений имеет место изменение способа исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения гражданам вне очереди на взыскание с муниципального образования денежных средств. Испол-
нение такого судебного решения делает невоз-
можным участие в программах, реализуемых совместно с Правительством Ярославской области, в части софинансирования этих программ местным бюджетом, а также ставит под угрозу исполнение полномочий в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования.

4. Все муниципальные образования столкнулись с проблемой острого дефицита денежных средств на реализацию мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда.

5. Поскольку наибольшее количество аварийных жилых домов и помещений, непригодных для проживания, находится на территории г. Ярославля, проблемы, указанные мэрией города Ярославля, выделены в отдельную группу. К ним относятся:

– наличие судебной практики по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений, состоящих на очереди малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– при реализации мероприятий при переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, мэрия г. Ярославля выявила отсутствие прямого указания в жилищном законодательстве о порядке переселения гражданина – собственника, занимающего жилое помещение, непригодное для проживания, так как статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует взаимодействие только с собственником жилого помещения аварийного дома;

– на законодательном уровне при расселении не защищены права собственников жилых помещений: одиноких пенсионеров, граждан, у которых единственное жилое помещение признано аварийным, не обладающих достаточным уровнем дохода, но не признанных малоимущими.

Проблемы и предложения муниципальных образований обсудили на очередном заседании рабочей группы, которое состоялось 17 марта 2014 года (в сводном виде предложения обобщены в Приложении № 3 к Отчету). На заседании рабочей группы 17 марта также обсуждали:

– проблемы, возникающие при привлечении частных инвесторов для расселения аварийных домов;

– вопросы о возможности изменения региональной программы в части расселения в первоочередном порядке отдельных категорий граждан – одиноких пенсионеров, а также тех граждан, для которых аварийное жилое помещение является единственным жильем;

– возможность установления в жилищном законодательстве норм о порядке переселения граждан –
собственников, занимающих жилое помещение, непригодное для проживания, в случае если многоквартирный дом, в котором они проживают, не признан аварийным.

 

В ходе заседания были разработаны предложения:

1. Об обращении в Правительство Ярославской области об уточнении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 – 2015 годы и о закреплении расходных обязательств Ярославской области по софинансированию муниципальных районов и городских округов Ярославской области на приобретение жилых помещений, у которых площадь приобретаемого жилья больше площади ранее занимаемого помещения, но не выше необходимой площади жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31–01–2003 «Здания жилые многоквартирные». Предложение одобрено департаментом строительства Ярославской области.

2. Рекомендовать Правительству Ярославской области подготовить обращение в федеральные органы исполнительной власти (Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации) с просьбой об обращении последних в Верховный суд Российской Федерации с обозначением проблем, возникающих при исполнении органами местного самоуправления судебных решений о расселении аварийного жилищного фонда.

3. Подготовить изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся установления лимитов определения выкупной цены жилых помещений. Инициативу предложено подготовить правовому управлению аппарата Думы совместно с департаментом строительства Ярославской области.

Данные предложения были рассмотрены на заседании комитета 21 марта 2014 года, одобрены членами комитета и направлены в рабочую группу на доработку с целью подготовки окончательных решений комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству. После третьего заседания рабочей группы 10 апреля 2014 года были приняты окончательные предложения, а также сформулированы новые предложения. Все предложения и рекомендации рабочей группы вынесли на обсуждения депутатов комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству.

 

V. Выводы о состоянии объекта мониторинга
и предложения по принятию необходимых мер для решения проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга

Вопрос о предложениях рабочей группы был включен в повестку заседания комитета Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству, которое состоялось 18 апреля 2014 года. По итогам рассмотрения вопроса были приняты следующие решения (на основании предложений рабочей группы):

1. Подготовить законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в части освобождения собственников жилых помещений, признанных в установленном порядке малоимущими, от оплаты разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и изымаемого жилого помещения.

2. Подготовить совместно с Правительством Ярославской области законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части установления в законе объема долевого финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере не ниже 50 процентов, а также установления возможности получения финансовой поддержки за счет средств Фонда для расселения аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации с учетом площади предоставляемых жилых помещений, а не расселяемых.

3. Рекомендовать Правительству Ярославской области:

3.1. Подготовить обращение в Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с просьбой об обращении профильных федеральных органов исполнительной власти в Верховный суд Российской Федерации с обозначением проблем, возникающих при исполнении органами местного самоуправления судебных решений о расселении аварийного жилищного фонда.

3.2. Рассмотреть возможность уточнения Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 – 2015 годы и о закреплении расходных обязательств Ярославской области по софинансированию муниципальных образований Ярославской области, в том числе
не являющихся дотационными, на приобретение жилых помещений, с учетом дополнительных метров, составляющих разницу между расселяемой площадью жилого помещения и предоставляемой минимально необходимой площадью жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31–01–2003 «Здания жилые многоквартирные».

Данные решения также включены в проект постановления Ярославской областной Думы. Комитет также планирует вернуться к проведению мониторинга правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, во втором полугодии 2014 года (второй этап мониторинга).

Приложения к отчёту

 

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5