Oб итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з «О развитии малого и среднего предпринимательства»
Постановление от 28.06.2016 №215

Oб итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з «О развитии малого и среднего предпринимательства»


Дополнительные материалы


Правовой акт


 

Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

 

от

  28.06.2016

 

215

 

Об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 06.05.2008

№ 20-з «О развитии малого и среднего

предпринимательства»

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Отчет), в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять Отчет к сведению (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Ярославской области:

1) рассмотреть возможность:

- установления соотношения софинансирования мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2016 – 2018 годы из бюджетов муниципальных районов, городских округов и областного бюджета Ярославской области как 10:90 для всех муниципальных образований, реализующих программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

- оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при наступлении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) разработать и представить в Ярославскую областную Думу комплекс мероприятий по устранению установленных в ходе мониторинга правоприменения Закона проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.

3. Разместить настоящее Постановление и Отчет на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Направить настоящее Постановление и Отчет в Правительство Ярославской области.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Ярославской областной Думы И.В. Осипова.

Председатель

Ярославской областной Думы                                                    М.В. Боровицкий

Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 28.06.2016 № 215

 

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з

«О развитии малого и среднего предпринимательства»

 

1. Общие положения

Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», планом работы комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству, утвержденным решением комитета от 08.12.2015 № 82.

Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон).

Период проведения мониторинга – 2013-2015 годы.

Субъект проведения мониторинга – рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству от 15.03.2015 № 19 (далее – рабочая группа).

Время проведения мониторинга – второй квартал 2016 года.

 

2. Цели и задачи мониторинга

Целью осуществления правового мониторинга является повышение качества Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, направленных на стимулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области.

Задачами правового мониторинга являются:

- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества Закона;

- выявление в нем пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;

- выявление в Законе коррупциогенных факторов;

- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм Закона и принятых в связи с ним нормативных правовых актов, выработка предложений по их устранению;

- выявление в Законе ошибок юридико-технического характера и их устранение;

- выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия Закона, иных нормативных правовых актов Ярославской области.

 

3. Сведения о деятельности рабочей группы по проведению мониторинга

В соответствии с решением комитета в состав рабочей группы вошли:

А.Н. Кучменко – депутат Ярославской областной Думы, председатель рабочей группы;

П.А. Смирнов, А.Н. Тарасенков – депутаты Ярославской областной Думы;

А.А. Торцева – консультант-юрист отдела законотворчества и юридической экспертизы правового управления аппарата Ярославской областной Думы.

В деятельности рабочей группы принимали участие:

И.В. Кукина – начальник юридического отдела управления по взаимодействию с законодательными органами Правительства Ярославской области;

С.В. Кукушкин – начальник отдела содействия развитию предпринимательства и туризма управления делами мэрии города Ярославля;

А.О. Никитнев – заместитель председателя комитета правовой экспертизы и организационно-кадровой работы департамента инвестиционной политики Ярославской области;

А.В. Носкова – заместитель председателя комитета поддержки предпринимательства департамента инвестиционной политики Ярославской области;

И.Н. Петров – помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области.

Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:

- разработаны и направлены в органы исполнительной власти и местного самоуправления Ярославской области запросы о ходе реализации Закона и имеющихся проблемах в связи с его исполнением;

- систематизированы поступившие на запросы ответы;

- подготовлена и рассмотрена информация о реализации на территории Ярославской области Закона, содержащая результаты, проблемы и пути их решения;

- проведена правовая оценка хода реализации норм Закона и необходимости подготовки законодательной инициативы по внесению в него изменений;

- проанализирована практика рассмотрения споров судами общей юрисдикции Ярославской области и арбитражными судами.

За время проведения мониторинга рабочая группа провела два заседания.

 

4. Проведение мониторинга

Закон принят во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 Мониторинг правоприменения Закона проведен за последние три года на территории Ярославской области на основе информации о результатах реализации Закона, предоставленной Правительством Ярославской области, муниципальными районами и городскими округами Ярославской области.

Для достижения поставленной в рамках мониторинга правоприменения Закона цели и решения обозначенных задач членами и участниками рабочей группы рассмотрены вопросы, касающиеся реализации полномочий Губернатора Ярославской области, Правительства Ярославской области и органов местного самоуправления Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства, взаимодействия на федеральном и региональном уровнях по вопросам предпринимательства, а также программа развития, инфраструктура и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, результаты реализации социально-экономической политики Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства.

4.1. Реализация полномочий Губернатора Ярославской области, Правительства Ярославской области и органов местного самоуправления Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства.

В рамках установленных Законом полномочий Губернатором Ярославской области и Правительством Ярославской области подготовлены и приняты все необходимые для реализации Закона подзаконные нормативные правовые акты, касающиеся установления уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области, создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований Ярославской области, создания координационного органа. К таковым подзаконным нормативным правовым актам относятся следующие постановления Правительства и Указ Губернатора Ярославской области:

1) постановление Правительства Ярославской области от 28.12.2011 № 1117-п «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидий Фонду поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области»;

2) постановление Правительства Ярославской области от 07.12.2012 № 1387-п «Об утверждении Областной целевой программы развития субъек­тов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на
2013 – 2015 годы» (от 11.02.2016 № 122-п на 2016 – 2018 годы);

3) постановление Правительства Ярославской области от 04.03.2015 № 216-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по обес­печению благоприятного инвестиционного климата в Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства»;

4) постановление Правительства Ярославской области от 06.03.2014 № 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года»;

5) стратегия развития малого и среднего бизнеса Ярославской области до 2025 года, утвержденная Стратегическим советом 7 апреля 2015 года;

6) постановление Правительства Ярославской области от 27.03.2014 № 257-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской обла­сти» на 2014-2020 годы»;

7) постановление Правительства Ярославской области от 31.03.2016 № 345-п «Об организации оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений в такие планы и годовых отчетов о закупке требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке»;

8) Указ Губернатора Ярославской области от 18.10.2011 № 454 «О Координационном совете по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области и признании утратившим силу Постановления Губернатора области от 02.03.1999 № 107».

Уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим реализацию социально-экономической политики Ярославской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определен департамент инвестиционной политики Ярославской области.

Правительством Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области созданы органы и организации инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, такие как:

1) Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе Ярославской области;

2) государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)» (ранее – государственное казенное учреждение Ярославской области «Бизнес-инкубатор», далее – Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор);

3) промышленный парк «Мастер» в городском поселении Тутаев (далее – промышленный парк «Мастер»);

4) региональный интегрированный центр Ярославской области (ранее – Евро Инфо Корреспондентский Центр - Ярославская область);

5) Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярослав­ской области (микрофинансовая организация);

6) микрофинансовая организация межмуниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области;

7) информационно-консультационные центры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальных районов Ярославской области (в 10 муниципальных районах).

Функционируют следующие информационные ресурсы: единый портал государственных и муниципальных услуг для предоставления указанных услуг в электронной форме, Яринвестпортал, группы в социальных сетях «В Контакте» и «Facebook». Информация о формах и видах государственной поддержи размещается на сайтах организаций инфраструктуры.

Ведутся реестры субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства.

С 2015 года в каждом муниципальном образовании разработаны и реализуются «дорожные карты» в сфере малого и среднего предпринимательства.

4.2. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам предпринимательства.

В целях обеспечения взаимодействия в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Правительством Ярославской области и департаментом инвестиционной политики Ярославской области осуществляется многоуровневое сотрудничество:

- на межрегиональном и международном уровне в рамках реализации соглашений с Республиками Беларусь и Словения, с городами Москвой, Санкт-Петербургом, Вологодской, Костромской, Орловской областями, в ходе бизнес-миссий в Республиках Финляндии, Татарстане, Чехии;

- на федеральном уровне с Министерством экономического развития Российской Федерации;

- на областном уровне в ходе деятельности Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе Ярославской области;

- на муниципальном уровне с администрациями муниципальных районов и городских округов Ярославской области.

Взаимодействие на федеральном уровне направлено на содействие раз­витию малого и среднего предпринимательства в части получения из федерального бюджета средств на поддержку хозяйствующих субъектов. С этой целью департаментом инвестиционной политики Ярославской области ежегодно готовились и направлялись в Министерство экономического развития Российской Федерации документы для участия в федеральном конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на финансирова­ние мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Ярославская область в исследуемом периоде ежегодно признавалась победителем указанного конкурса и получила из федерального бюджета в бюджет области субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в объеме 497,6 млн. рублей, в том числе в 2013 году – 240,3 млн. рублей; в 2014 году – 106,7 млн. рублей; в 2015 году – 150,6 млн. рублей.

Внутриобластное взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства направлено на активизацию и расширение их деятельности, а также на оказание указанным субъектам государственной поддержки. Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики, рекомендаций органам исполнительной власти при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках деятельности Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области (далее – Совет). За период мониторинга правоприменения Закона проведено 11 заседаний Президиумов Совета, 12 заседаний Совета, 12 рабочих групп, 7 «круглых столов». Советом предложены новые программные продукты Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства: снижение ставки по выдаче микрозаймов с 8% – 15% в 2012 году до 5% – 11,5% в 2015 году, новые виды субсидий в рамках программ поддержки предприятий агропромышленного комплекса. Советом приняты решения по плану адаптации экономики области к условиям член­ства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, созданию Евро Инфо Консуль­тацион­ного центра (в настоящее время Региональный интегрированный центр) для поддержки экспортно-ориентированных предприятий области, формированию мероприятий областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства, разработке ряда региональных законо­проектов в сфере налогообложения субъектов малого и среднего предпри­нимательства, схеме размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях области и др.

Эффективному внутриобластному взаимодействию субъектов малого и среднего предпринимательства способствует создание координационных советов по малому и среднему предпринимательству в муниципальных районах и городских округах, осуществляющих свою деятельность в вертикальной связи с областным Советом.

4.3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялась в рамках мероприятий государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» подпрограммы Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на
2013 – 2015 годы, а также плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ярославской области в сфере малого и среднего предпринимательства и включала в себя все формы поддержки, определенные Законом:

- финансовая поддержка;

- имущественная поддержка;

- информационная поддержка;

- консультационная поддержка;

- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

- поддержка молодежного предпринимательства;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, в области жилищно-коммунального хозяйства, инноваций и промышленного производства, ремесленничества, внешнеэкономической, сельскохозяйственной и иных видов деятельности.

Основная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в Ярославской области осуществлялась в рамках мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013-2015 годы.

1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялась в виде субсидий, грантов, микрозаймов и поручительств и оказывалась по следующим направлениям:

- поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка программ монопрофильных муниципальных образований (моногородов);

- повышение доступности кредитных ресурсов;

- снижение налоговой нагрузки.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, вовлекаемых в предпринимательскую деятельность, полу­чивших различные виды финансовой государственной поддержки, за рассматриваемый период составило 4891 единицу.

Основные средства бюджетов всех уровней в виде субсидий для поддержки предпринимательства направляются на реализацию мероприятий областной целевой и муниципальных программ. Именно в рамках программных мероприятий субъекты малого и среднего предпринимательства получают наибольшую финансовую поддержку.

За последние три года на финансирование Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013 – 2015 годы поступило 745,9 млн. рублей субсидий, в том числе из федерального бюджета – 439,2 млн. рублей (59 процентов), из областного бюджета – 294,6 млн. рублей (39 процентов), из местных бюджетов – 12,1 млн. рублей (2 процента). Плановые показатели по финансированию областной целевой программы выполнены на 82 процента (в 2015 году – на 96,5 процента).

Фактическое освоение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий областной целевой программы (по всем бюджетам) по годам составило:

2013 год – 296,6 млн. рублей, или 68,72 процента;

2014 год – 228,8 млн. рублей, или 90,34 процента;

2015 год – 220,6 млн. рублей, или 96,46 процента.

В соответствии с Методикой оценки результативности и эффективности реализации областных целевых и региональных программ, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 24.08.2012 № 819-п, результативность областной целевой программы развития субъектов малого и средне­го предпринимательства оценена как высокая.

В рамках финансовой поддержки муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства между департаментом инвестиционной политики Ярославской области и администрациями муниципальных районов и городских округов за период мониторинга правоприменения Закона было заключено 77 соглашений на сумму 85,4 млн. рублей, в том числе в 2013 году – 35 соглашений на сумму 47,1 млн. рублей, в 2014 – 19 соглашений на сумму 23,3 млн. рублей, в 2015 – 23 соглашения на сумму 15,0 млн. рублей. В динамике незначительно сократилось количество заключаемых соглашений при существенном снижении объемов их финансирования (в среднем в 2013 году в расчете на одно соглашение было выделено 1,35 млн. рублей, а в 2015 году – 0,65 млн. рублей, то есть на 52 процента меньше).

При этом не все муниципальные районы и городские округа ежегодно участвуют в конкурсном отборе на получение федеральных и областных субсидий на реализацию муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2013 году заявку на участие в конкурсе не подавал Гаврилов-Ямский муниципальный район, в 2014 году – Брейтовский, Гаврилов-Ямский и Рыбинский муниципальные районы, в 2015 году – Брейтовский, Гаврилов-Ямский, Любимский, Некоузский, Рыбинский и Ярославский муниципальные районы. В этих районах программные мероприятия реализовались за счет средств местных бюджетов. В городском поселении Ростов и городском округе городе Рыбинске в 2015 году не было программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Это обусловлено отсутствием средств в муниципальных бюджетах на софинансирование программных мероприятий, а в ряде случаев – отсутствием мотивации у органов местного самоуправления и предпринимателей.

Помимо субсидирования мероприятий областной целевой и муниципальных программ субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии:

- на осуществление ли­зинговых платежей и уплату первого взноса по лизингу;

- на модернизацию оборудования;

- на возмещение расходов по уплате процентной ставки по приобретению оборудования, технологическому присоединению к источнику электроснабжения и инженерным сетям и со­оружениям;

- на поддержку начинающих предпринимателей;

- на возмещение затрат на организа­цию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности;

- на возмещение затрат по участию в выставках и др.

Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается также в виде кредитных займов и микрозаймов. В силу сократившейся финансовой поддержки в рамках программных мероприятий увеличилось количество предпринимателей, воспользовавшихся кредитными ресурсами для ведения бизнеса.

Повышение доступности кредитных ресурсов достигается посредством предоставления Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства Ярослав­ской области поручительств по кредитным обязательствам и микрозаймам. Предоставление микрозаймов осуществляется по льготным процент­ным ставкам, составляющим от 5 до 11,5 процента годовых. За три года микрозаймы выданы 419 предпринимателям на общую сумму 333,8 млн. рублей (в среднем на 1 предпринимателя – 796,7 тыс. рублей). Число получателей микрозаймов выросло на 52 процента.

С 95 предпринимателями заключены договоры поручительства по обязательствам, основанным на их кредитных договорах, на общую сумму 293,5 млн. руб. Сумма кредитов, обеспеченных поручительством, составила 662,9 млн. рублей (в среднем на 1 предпринимателя размер кредитных средств составил 7,2 млн. рублей). При этом в динамике число получателей кредитных средств сократилось на 8 процентов, а сумма заемных средств выросла на 52 процента (в расчете на 1 получателя размер займа вырос с 5 663,7 млн. рублей до 9 333,2 млн. рублей, т.е. на 65 процентов).

Одним из видов финансовой помощи являлось предоставление грантов на осуществление предпринимательской деятельности. За рассматриваемый период гранты на осуществление малого и среднего бизнеса получили 104 предпринимателя.

В рамках финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства практическую реализацию получили льготы по арендной плате и снижение налоговой нагрузки. Льготы по арендной плате предоставляются (на конкурсной основе) за пользование офисными помещениями инфраструктурного объекта Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор), а также производственными помещениями промышленного парка «Мастер» в городском поселении Тутаев. В 2015 году законодательно установлено снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, в частности установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей со дня их государственной регистрации в течение двух налоговых периодов. Также установлена налоговая ставка в размере 4 процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, и осуществляющих следующие виды экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; обрабатывающие производства; строительство; услуги паллиативной медицинской помощи. Кроме того, законом расширен перечень видов экономической деятельности, по которым установлена нулевая налоговая ставка для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения (впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей), рас­ширен перечень экономической деятельности по патенту с 40 до 56 видов.

2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Имущественная поддержка предпринимательства оказывается посредством создания объектов инфраструктуры и передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов и пр.) на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

В Ярославской области созданы и функционируют следующие объекты, оказывающие имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства:

- государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)», предоставляющий субъектам малого предпринимательства на льготных условиях и на конкурсной основе в аренду нежилые (офисные) помещения, оборудованные средствами связи, оргтехникой и офисным оборудованием;

- промышленный парк «Мастер», предоставляющий субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях и на конкурсной основе в аренду производственные помещения.

В 2015 году на функционирование и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства было направлено 92,6 млн. рублей бюджетных средств, из них около 80 процентов – средства федерального бюджета. Центром развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор) оказана поддержка в виде выделения офисных помещений 36 субъектам малого предпринимательства, которыми создано 93 новых рабочих места. В промышленном парке «Мастер» размещено 7 резидентов, создано 69 рабочих мест.

С целью передачи во владение или в пользование государственного или муниципального имущества на возмездной, безвозмездной основах или на льготных условиях в 13 муниципальных образованиях сформированы указанные перечни имущества, которые размещены на портале органов государственной власти и на сайтах органов местного самоуправления Ярославской об­ласти. Перечни имущества городского округа город Переславль-Залесский и Мышкинского муниципального района находятся на стадии утверждения. В 5 муниципальных образованиях региона – Большесельский, Борисо­глебский, Брейтовский и Любимский муниципальные районы, городской округ город Рыбинск, указанные перечни имущества не сформированы в связи с отсутствием муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц.

За период мониторинга правоприменения Закона муниципальными образованиями было предложено субъектам малого и среднего предпринимательства 980 объектов для получения в аренду или отчуждения на возмездной основе в собственность субъектов предпринимательства.

3. Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационная поддержка предпринимательства направлена на популяризацию предпринимательской деятельности внутри региона, а также на представление региональных предпринимателей на российском и международном уровнях. С этой целью в рамках реализации мероприятий областной целевой программы проведены форумы (молодежный международный форум «Стратегия. Миссия. Перспектива», международный форум «Территория бизнеса – территория жизни» и др.), конференции, семинары, «круглые столы», Дни предпринимателя. В 2015 году в рамках Недели предпринимательства стартовал пилотный проект «Власть и бизнес: откровенный разговор», в котором приняли участие 200 предпринимателей, а представители органов исполнительной и законодательной власти смогли дать ответы более чем на 30 вопросов предпринимательского сообщества. В рамках реализации соглашений, заключенных на международном и региональном уровнях, а также в ходе бизнес-миссий в зарубежные страны проведены мероприятия по содействию развитию международному и межрегиональному сотрудничеству субъектов малого и среднего предпринимательства. Центром развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатором) только в 2015 году проведено 30 мероприятий информационного плана для субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых приняло участие 1634 человека. В Ярославской области ежегодно проводятся социологические исследования по оценке эффективности мер по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности на территории Ярославской области.

4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Поддержка предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников осуществлялась в рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013-2015 годы на льготных условиях. Было заключено 36 государственных контрактов на обучение, повысили свою квалификацию 2175 человек.

В рамках реализации кадровой политики органами исполнительной власти и местного самоуправления осуществляются действия по вовлечению в предпринимательскую деятельность безработных и ищущих работу граждан. Претендентам, отвечающим критериям, установленным законодательством, предлагается участвовать в конкурсном отборе по выделению стартовых пособий (грантов) начинающим предпринимателям на создание собственного дела, что способствует обеспечению самозанятости населения.

Но, несмотря на значительные меры по поддержке предпринимательства в сфере кадровой политики, проблема обеспечения предпринимательской среды квалифицированными кадрами остается актуальной.

 

5. Проблемы реализации Закона

В результате мониторинга правоприменения Закона установлено, что проблемы, возникающие в ходе его реализации, носят преимущественно оперативный характер и имеют экономическую направленность. Затруднения в достижении большего эффекта от реализации Закона обусловлены отсутствием в бюджетах муниципальных образований необходимых финансовых ресурсов для софинансирования мероприятий муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, несвоевременным перечислением средств из федерального бюджета и неполным поступлением средств областного бюджета. Помимо этого развитию малого и среднего бизнеса препятствует недостаточность собственного капитала и оборотных средств, низкий уровень доступности кредитных ресурсов, высокий размер обязательных взносов во внебюджетные фонды с заработной платы работников и налоговых платежей, проблемы с регистрацией недвижимости и подключением к источникам электроснабжения, недостаточное привлечение малого и среднего бизнеса к участию в программах аутсорсинга крупных промышленных предприятий, а также снижение платежеспособного спроса населения.

 

6. Судебные иски и обращения по вопросам реализации Закона

Реализация Закона на территории области была сопряжена с наличием обращений, судебных исков со стороны граждан и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к органам исполнительной власти Ярославской области (департаменту инвестиционной политики Ярославской области), органам местного самоуправления муниципальных образований, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ярославской области.

За период мониторинга правоприменения Закона в департамент инвестиционной политики Ярославской области от граждан и индивидуальных предпринимателей поступило 82 обращения (предложения, заявления и жалобы) по вопросам, связанным с применением Закона и реализацией программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ярославской области, в том числе в 2013 году – 19 обращений, в 2014 году – 23 обращения, в 2015 году – 40 обращений. Основная часть обращений граждан (более 90 процентов) касалась вопросов разъяснения положений порядков предоставления субсидий и грантов, а также форм и видов поддержки малого и среднего предпринимательства. По всем обращениям исполнительной властью даны исчерпывающие ответы.

Департамент инвестиционной политики Ярославской области выступал ответчиком по 3 заявлениям субъектов малого и среднего предпринимательства в Арбитражном суде Ярославской области (по вопросам отказов в государственной поддержке, предоставлении субсидии, рассмотрении заявки на предоставление гранта, признание протокола заседания комиссии недействительным) и по 6 вопросам в арбитражных судах (по вопросам нецелевого использования бюджетных средств, наличия счетной ошибки при определении размера субсидии, неосновательное обогащение, непредоставление отчетной документации). Требования заявителей к департаменту инвестиционной политики Ярославской области удовлетворены в двух из трех заявлений. Требования департамента инвестиционной политики Ярославской области к субъектам малого и среднего предпринимательства были удовлетворены по трем заявлениям.

Арбитражным судом Ярославской области из 3 гражданских дел в пользу заявителей было принято решение в 2 случаях, арбитражными судами из 5 гражданских дел в пользу заявителей было принято одно решение.

Органы местного самоуправления также явились ответчиками по исковым требованиям субъектов малого и среднего предпринимательства. В городском округе городе Рыбинске вынесено 7 судебных решений по обжалованию действий администрации в отношении субъектов предпринимательства. Принятыми решениями исковые требования заявителей удовлетворены в 5 случаях по вопросам реализации преимущественного права на приобретение арендуемых помещений, понуждения к совершению действий по заключению договора купли-продажи, заключения договора на проведение рыночной стоимости нежилых помещений; в 2 случаях судом отказано в удовлетворении заявленных требований (внесение изменений в договор аренды недвижимого имущества в части изменения его предмета, о признании действий по внесению наличия спорного дверного проема в правоустанавливающие документы незаконными).

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ярославской области в рамках реализации Закона рассмотрено 8 обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, характер которых связан с проблемами в сфере инвестиционной деятельности, в частности в возникновении трудностей в продвижении инвестиционного проекта, отказом в получении субсидий и грантов на проведение научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ; а также микрозаймов, предоставляемых Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области.

 

7. Результаты реализации Закона

В ходе проведения мониторинга правоприменения установлено, что Закон достаточно эффективно реализуется на территории Ярославской области.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области по состоянию на 01.01.2016 года в Ярославской области осуществляли хозяйственную деятельность 52 736 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 2 351 малое предприятие, 184 средних предприятия, 30 692 индивидуальных предпринимателя, 19 509 микропредприятий (данные по количеству микропредприятий приведены по состоянию на 01.01.2015). По сравнению с 2013 годом количество субъектов малого и среднего предпринимательства уменьшилось на 4 процента, но по сравнению с 2014 годом – увеличилось на 4 процента. За последние годы уменьшилась среднесписочная численность работников малого и среднего бизнеса на 13 процентов. При этом сохраняется положительная динамика среднемесячной заработной платы работников средних и малых предприятий. По итогам 2015 года она составила 23 078,7 рубля и 17 113,5 рубля соответственно, что на 11,3 процента и 8,1 процента выше, чем в 2014 году.

Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения численности работников, занятых в малом и среднем бизнесе, оборот производимой ими продукции (товаров, услуг) в динамике увеличился на 19 процентов и составил (по прогнозным данным) 368,7 млрд. рублей.

В консолидированный бюджет Ярославской области поступило 2 570,92 млн. рублей налогов на совокупный доход малого и среднего бизнеса. В динамике размер поступлений возрос на 9,5 процента.

Такие результаты в развитии малого и среднего бизнеса в Ярославской области достигнуты во многом посредством реализации норм Закона.

 

8. Выводы о состоянии объекта мониторинга и предложения по принятию
необходимых мер для решения проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга

В ходе мониторинга правоприменения Закона от его исполнителей не поступило предложений по внесению изменений в действующий Закон. Установлено, что проблемы, возникающие при реализации Закона, имеют в большей мере макроэкономическую сущность. На основании этого сделаны следующие выводы:

1) Закон достаточно эффективно реализуется на территории Ярославской области;

2) в Законе отсутствуют законодательные пробелы, противоречия, дублирование в правовом регулировании, коллизии норм права, коррупциогенные факторы, ошибки юридико-технического характера;

3) Правительством Ярославской области подготовлены и приняты все подзаконные акты, необходимые для реализации норм Закона;

4) отсутствует необходимость внесения изменений в действующий Закон.

Вместе с тем с целью достижения большего эффекта от реализации Закона на территории Ярославской области целесообразно предложить Правительству Ярославской области:

1) рассмотреть возможность:

- установления для всех муниципальных образований, реализующих программы поддержки малого и среднего предпринимательства, соотношение софинансирования программных мероприятий из местных бюджетов и областного бюджета как 10:90;

- оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при наступлении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) разработать и представить в Ярославскую областную Думу комплекс мероприятий по устранению установленных в ходе мониторинга правоприменения Закона проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.

 

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5