Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях»
Постановление от 25.06.2019 №179

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях»


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

седьмого созыва

Постановление

от

25.06.2019

 

179

 

Об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з

«О межбюджетных отношениях»

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять к сведению Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з«О межбюджетных отношениях» (прилагается).

2. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Председатель

Ярославской областной Думы                                                 А.Д. Константинов

Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 25.06.2019 № 179

 

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з

«О межбюджетных отношениях» 

 

I. Общие положения

Мониторинг правоприменения осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и решением комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике от 12.12.2018 № 21 «О плане работы комитета по бюджету, финансам и налоговой политике на 2019 год».

Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях» (далее - Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях»).

Субъект проведения мониторинга– рабочая группа комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике.

Период, за который проводится мониторинг, – 2018 год.

Время проведения мониторинга – первое полугодие 2019 года.

 

II. Цели и задачи мониторинга

Целью осуществления мониторинга правоприменения является проведение комплексного изучения правового регулирования межбюджетных отношений на территории Ярославской области для их дальнейшего совершенствования, повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы.

Задачами мониторинга правоприменения являются:

1) выработка предложений по совершенствованию межбюджетных отношений;

2) выявление пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании указанных норм права;

3) выявление коррупциогенных факторов в Законе Ярославской области «О межбюджетных отношениях»;

4) выявление причин (факторов), препятствующих исполнению Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в полном объеме, выработка предложений по их устранению;

5) приведение положений Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в соответствие с изменениями федерального законодательства;

6) выявление ошибок юридико-технического характера и их устранение.

 

III. Сведения о составе рабочей группы по проведению мониторинга

Председатель рабочей группы – Гончаров А.Г. – председатель комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике.

Члены рабочей группы:

Абдуллаев Ш.К., Пивоварова А.А., Потапов А.В., Тедеев И.Р., Юдаев А.А., Ясинский А.И. – депутаты Ярославской областной Думы.

В деятельности рабочей группы принимали участие представители Правительства Ярославской области, Контрольно-счетной палаты Ярославской области, Ассоциации «Совет муниципальных образований Ярославской области», Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, члены экспертного совета при комитете по бюджету, финансам и налоговой политике:

Баланин И.В. – заместитель Председателя Правительства Ярославской области – директор департамента финансов Ярославской области;

Долгов А.Н. – первый заместитель директора департамента финансов Ярославской области;

Гужов М.В. – председатель комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославской области;

Кукина И.В. – начальник юридического отдела управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;

Волков А.Ю. – аудитор Контрольно-счетной палаты Ярославской области;

Киселева Е.В. – начальник экспертно-аналитического отдела Контрольно-счетной палаты Ярославской области;

Юнусов Д.Р. – глава Тутаевского муниципального района;

Шашкин В.В. – главный специалист-эксперт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Ярославской области;

Данц А.А. – заместитель мэра – директор департамента финансов мэрии города Ярославля;

Бабешко И.Ю., Белякова И.Н., Краснова О.М., Рагимова Е.Н., Тулякова А.И. – сотрудники правового и организационного управлений аппарата Ярославской областной Думы.

 

IV. Проведение мониторинга

На заседании комитета по бюджету, финансам и налоговой политике было принято решение от 12.12.2018 № 22 о создании рабочей группы. Предварительно проведены совещания по вопросу мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях».

В соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе» рабочей группой:

1) определены основные направления мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях»;

2) направлены запросы в департамент финансов Ярославской области и муниципальные образования Ярославской области (муниципальные районы, городские округа) о проблемах, возникших при применении Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в 2018 году, и о предложениях по совершенствованию межбюджетных отношений в Ярославской области; рассмотрена поступившая на запросы информация;

3) изучена подготовленная правовым управлением аппарата Ярославской областной Думы информация о состоянии законодательства в сфере межбюджетных отношений в Ярославской области и в субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации (далее – ЦФО РФ);

4) проведен мониторинг необходимости изменений Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в связи с изменениями федерального законодательства. 

Первое заседание рабочей группы состоялось 5 марта 2019 года.

На заседании были рассмотрены предложения по формированию основных направлений, целей и задач проведения мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях».

При проведении мониторинга правоприменения было предложено использовать:

1) информацию о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области;

2) информацию, полученную в результате проведения встреч, совещаний и иных мероприятий, проводимых Ярославской областной Думой, а также мероприятий, проводимых исполнительными органами государственной власти Ярославской области;

3) статистическую информацию, получаемую на основе статистических показателей и дополняемую отраслевой статистикой органов государственной власти Ярославской области.

Принимая во внимание информацию правового управления аппарата Ярославской областной Думы о состоянии законодательства в сфере межбюджетных отношений в Ярославской области и в субъектах, входящих в состав ЦФО РФ, учитывая, что предметом регулирования Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» являются порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов, при проведении мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» было принято решение рассмотреть следующие основные направления мониторинга:

1) порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам в 2018 году в части:

а) предоставления муниципальным образованиям Ярославской области дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности,

б) предоставления муниципальным образованиям Ярославской области иных межбюджетных трансфертов;

2) необходимость изменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в связи с изменениями федерального законодательства.

В ходе мониторинга Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» рабочей группой было установлено следующее.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, а также формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета и местных бюджетов, определены Законом Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

В соответствии с требованиями БК РФ Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях» содержит:

- Порядок и методику определения объема и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Ярославской области из фонда финансовой поддержки поселений Ярославской области, а также порядок определения критериев выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений;

- Порядок и методику определения объема и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Ярославской области, в том числе порядок расчета и установления полностью или частично заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов) Ярославской области, а также порядок определения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

- Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Ярославской области из районного фонда финансовой поддержки поселений.

Нормативы расходов бюджетов муниципальных образований Ярославской области, применяемых при расчете дотаций с целью выравнивания бюджетной обеспеченности и обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований области, утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2018 № 953-п.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) утверждается законом Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Распределение субсидий бюджетам городских, сельских поселений и муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета между муниципальными образованиями устанавливается законом Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) постановлениями Правительства Ярославской области.

Законом Ярославской области «О межбюджетных отношениях» установлен Порядок расчета субсидий областному бюджету из бюджетов городских, сельских поселений и муниципальных районов (городских округов) Ярославской области.

В соответствии со статьей 139 БК РФ, а также в целях повышения эффективности использования субсидий из областного бюджета Правительством Ярославской области утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области (Постановление Правительства Ярославской области от 04.02.2015 № 93-п
(ред. от 24.08.2018).

Субсидии муниципальным образованиям области предоставляются только в рамках областных (ведомственных) целевых и региональных программ, а также основных мероприятий в составе государственных программ Ярославской области. Предоставление субсидий вне государственных программ Ярославской области не допускается, за исключением субсидий, предоставляемых органам местного самоуправления на погашение кредиторской задолженности по обязательствам отчетных периодов, направляемых на осуществление мероприятий государственных программ Ярославской области (подпрограмм), срок реализации которых завершен в отчетных периодах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 БК РФ Правительством области на срок не менее трех лет утверждается Перечень расходных обязательств муниципальных образований области, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, а также целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения (Постановление Правительства Ярославской области от 06.03.2018 № 123-п (утратило силу с 28.03.2019), Постановление Правительства Ярославской области от 28.03.2019 № 215-п).

Субвенции бюджетам городских, сельских поселений и муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законами Ярославской области о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, между всеми муниципальными образованиями, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия с учетом требований федерального законодательства.

Статьей 8 Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» установлено, что бюджетам муниципальных образований области могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты, в том числе в форме дотаций,в целях:

1) обеспечения сбалансированности местных бюджетов;

2) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления;

3) реализации мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти, и (или) осуществления возникающих в этой связи дополнительных расходов органов местного самоуправления.

Согласно статье 81 Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов в областном бюджете могут предусматриваться дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов городских, сельских поселений и муниципальных районов (городских округов).

В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства Ярославской области от 31.01.2013 № 43-п (ред. от 28.12.2018) утвержден Порядок расчета дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ярославской области и особенности их перечисления и использования.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» Правительством Ярославской области также утверждены:

- Порядок предоставления иного межбюджетного трансферта местным бюджетам на реализацию мероприятий по поощрению достижения наилучших значений показателей по отдельным направлениям развития муниципальных образований Ярославской области (Постановление Правительства Ярославской области от 13.02.2018 № 73-п);

- Методика расчета, предоставления и распределения дотаций на реализацию мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Ярославской области (Постановление Правительства Ярославской области от 27.02.2017 № 145-п).

Анализ региональных законов о межбюджетных отношениях показал, что порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам в большинстве регионов ЦФО РФ установлены отдельными законами субъекта Российской Федерации о межбюджетных отношениях и нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Рассмотрев справку о состоянии законодательства в сфере межбюджетных отношений в Ярославской области, рабочая группа установила, что Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях» разработан в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не противоречит действующему федеральному законодательству.

 

В целях осуществления мониторинга правоприменения рассматриваемого регионального закона на втором заседании рабочей группы 23 мая 2019 года была изучена информация за 2018 год, представленная департаментом финансов Ярославской области:

- о размере собранных на территории Ярославской области налоговых и неналоговых доходов, перечисленных во все уровни бюджетной системы Российской Федерации (в разрезе указанных уровней бюджетной системы);

- о размере межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2018 году консолидированному бюджету Ярославской области из федерального бюджета (в разрезе форм межбюджетных трансфертов);

- о полномочиях Ярославской области по финансированию расходных обязательств, переданных с федерального уровня, и полномочиях Ярославской области по финансированию расходных обязательств, переданных на муниципальный уровень.

Кроме того, рассмотрено предложение департамента финансов города Ярославля о возможности предусмотреть (с периодичностью раз в три года) систему анализа, актуализации и пересмотра факторов финансового обеспечения местных бюджетов в долгосрочном планировании для определения сбалансированности местных бюджетов в Ярославской области, а также ряд предложений департамента финансов Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области по совершенствованию межбюджетных отношений.

Обсудив представленную информацию и предложения, рабочая группа решила:

- принять к сведению представленную информацию;

- отметить, что актуализация нормативов расходов и расходных обязательств органов местного самоуправления, учитываемых при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, проводится ежегодно;

- считать нецелесообразным изменение подходов к формированию размеров дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ярославской области в плановом периоде;

- не поддерживать предложение о переносе сроков заключения му-ниципальных контрактов на благоустройство дворовых территорий с 1 мая на 1 июня, установленных в подпункте «к» пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и рекомендовать организовывать работу без нарушения установленных сроков заключения муниципальных контрактов на выполнение указанных работ.

Особое внимание при проведении мониторинга правоприменения было уделено анализу проблем, возникающих при реализации в 2018-2019 годах Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в муниципальных образованиях (муниципальных районах и городских округах) Ярославской области.

На запрос о проблемах, возникающих при реализации в 2018-2019 годах Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в муниципальных образованиях (муниципальных районах и городских округах) Ярославской области, получены письма от администраций Рыбинского, Некоузского и Большесельского муниципальных районов Ярославской области об отсутствии проблем.

Департаментом финансов мэрии города Ярославля, Администрацией городского округа город Рыбинск и Администрацией сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района Ярославской области представлена информация по вопросам, возникающим при реализации Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в данных муниципальных образованиях.

Представленные в рабочую группу по проведению мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в 2018-2019 годах замечания и предложения от муниципальных образований были рассмотрены департаментом финансов Ярославской области. С мнением департамента финансов Ярославской области по указанным замечаниям и предложениям ознакомлены муниципальные образования, вносившие предложения.

По итогам обсуждения рабочая группа решила не поддерживать предложения органов местного самоуправления, поскольку они не касались предмета регулирования Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях», требовали изменения правовых актов Правительства Ярославской области, но не были поддержаны департаментом финансов Ярославской области.

Большое внимание при проведении мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» рабочая группа уделила изучению вопроса необходимости внесения изменений в региональный закон в связи с рассмотрением в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 573902-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений».

Учитывая, что проект федерального закона № 573902-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений» в настоящее время принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, срок рассмотрения во втором чтении не определен, рабочая группа решила поручить правовому управлению аппарата Ярославской областной Думы проводить мониторинг прохождения указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, так как его принятие может повлечь необходимость изменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях».

 

V. Выводы о состоянии объекта мониторинга

Подводя итоги мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях», необходимо отметить следующее.

1. В соответствии со статьей 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации в части межбюджетных отношений отно-сятся:

- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

- предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

- установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

- установление нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с федеральным законодательством в бюджет субъекта Российской Федерации, а также предоставление бюджетных кредитов.

В Ярославской области порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов устанавливаются Законом Ярославской области «О межбюджетных отношениях».

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из об-ластного бюджета, а также формы межбюджетных трансфертов, предостав-ляемых из областного бюджета и местных бюджетов, установлены Законом Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в соответствии с БК РФ.

Единые нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в соответствии с федеральным законодательством в бюджет субъекта Российской Федерации, установлены Законом Ярославской области от 07.10.2008 № 41-з «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты».

2. Правовой анализ состояния законодательства о межбюджетных отношениях показал следующее:

- Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях» соответствует федеральному законодательству;

- пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании указанных норм права и ошибок юридико-технического характера не выявлено;

- коррупциогенных факторов в Законе Ярославской области «О меж-бюджетных отношениях» не выявлено;

- причин (факторов), препятствующих исполнению Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях» в полном объеме, не выявлено.

3. Правовое регулирование в Ярославской области, предусмотренное Законом Ярославской области «О межбюджетных отношениях», осуществляется в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации, установленных БК РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом Закон Ярославской области «О межбюджетных отношениях» устанавливает механизм использования инструментов межбюджетного регулирования, позволяющий обеспечить бюджеты муниципальных образований Ярославской области средствами на исполнение собственных и переданных для исполнения полномочий, а также стимулирование достижения приоритетов Ярославской области.

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5