Ярославская областная Дума
седьмого созыва
Постановление
от | 27.10.2020 |
| № | 270 |
Об отчете о работе комитета Ярославской
областной Думы по экономической политике,
инвестициям, промышленности и
предпринимательству за прошедший период
(сентябрь 2019 года – сентябрь 2020 года)
Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Утвердить прилагаемый отчет о работе комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству за прошедший период (сентябрь 2019 года – сентябрь 2020 года).
2. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ – Регион».
Председатель
Ярославской областной Думы А.Д. Константинов
Постановлением
Ярославской областной Думы
от 27.10.2020 № 270
О Т Ч Е Т
о работе комитета Ярославской областной Думы
по экономической политике, инвестициям, промышленности
и предпринимательству за прошедший период
(сентябрь 2019 года – сентябрь 2020 года)
Комитет Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству (далее – комитет) образован Постановлением Ярославской областной Думы (далее – Дума) седьмого созыва от 25.09.2018 № 199 «Об образовании комитетов Ярославской областной Думы седьмого созыва».
В отчетном периоде в соответствии с Постановлением Думы от 25.09.2018 № 200 «О составах комитетов Ярославской областной Думы» в состав комитета входили девять депутатов Думы (далее – депутат), из которых шесть работали на профессиональной постоянной основе.
Свою деятельность комитет осуществлял в соответствии с порядком деятельности Думы, утвержденным Постановлением Думы от 26.04.2011 № 46 «О регламенте Ярославской областной Думы», программой законопроектной работы Думы, поручениями руководства Думы, вопросами ведения и планом работы комитета.
Целью деятельности комитета являлось регулирование законодательными способами общественных отношений в сферах стратегического планирования, экономической, инвестиционной и промышленной политики, развития предпринимательской деятельности, управления собственностью Ярославской области.
Деятельность комитета по указанным направлениям осуществлялась в различных формах и видах.
Формами работы комитета были заседания комитета, рабочих групп, совещания, в рамках которых выполнялись такие виды работ как рассмотрение законопроектов (поправок к законопроектам), внесенных в порядке законодательной инициативы в Думу, проектов федеральных законов, направленных в Думу Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и законодательными органами субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за исполнением нормативных правовых актов в рамках вопросов ведения комитета, подготовка предложений по устранению нарушений, выявленных при исполнении законодательства Ярославской области, оказание консультационной помощи по вопросам применения регионального законодательства, подготовка предложений по укреплению экономического положения Ярославской области, рассмотрение поступивших обращений граждан и организаций.
За отчетный период комитетом проведено 11 заседаний, в том числе два внеочередных.
На заседаниях комитета были рассмотрены 22 вопроса, из которых 12 вопросов касались принятия законов, 7 вопросов были связаны с контролем соблюдения законодательства и деятельности органов исполнительной власти Ярославской области в законодательной сфере, 3 вопроса касались поддержки поступивших в Думу проектов федеральных законов и обращений субъектов Российской Федерации в федеральные органы исполнительной власти.
Определяющим направлением работы комитета являлось рассмотрение поступивших в Думу законопроектов. В отчетном периоде комитет был ответственным исполнителем по 12 проектам законов Ярославской области. Комитетом рекомендованы и Думой приняты следующие законы Ярославской области:
- Закон Ярославской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменения в статью 25 Закона Ярославской области «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «Об утверждении заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменения в Закон Ярославской области «О промышленной политике в Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменения в статью 26 Закона Ярославской области «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О развитии малого и среднего предпринимательства»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О залоговом фонде Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменения в статью 8 Закона Ярославской области «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в статьи 22 и 283 Закона Ярославской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области».
Помимо работы над профильными региональными законами комитет участвовал в рассмотрении проектов законов, связанных с формированием экономической политики, предпринимательского климата в регионе, в частности, проекта закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Указанными законами Ярославской области осуществлено регулирование общественных отношений в части:
– расширения перечня нормативных правовых актов, в отношении которых не требуется проведение оценки регулирующего воздействия. В перечень дополнительно включены нормативные правовые акты, устанавливающие, изменяющие, отменяющие подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, а также разработанные в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций;
- установления возможности привлечения к продаже областного имущества юридических лиц, указанных в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
- установления особенностей оказания финансовых форм государственной поддержки резидентам индустриальных (промышленных) парков Ярославской области посредством предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу;
- утверждения заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения между городским округом город Рыбинск, муниципальным унитарным предприятием городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго», обществом с ограниченной ответственностью «Рыбинская генерация» и Ярославской областью;
- установления порядка применения к инвестору положений нормативных правовых актов Ярославской области, регулирующих отношения с участием инвестора, на случай их изменения;
- определения понятия «хранение автотранспорта» как вида разрешенного использования земельных участков для размещения отдельно стоящих гаражей, а также установления порядка присвоения гражданину принадлежавшего ему ранее порядкового номера в книге учета граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, в связи с пропуском гражданином по уважительной причине срока на уведомление уполномоченного органа о согласии на приобретение предложенного земельного участка;
- установления одним из условий приватизации областного имущества положения о том, что в прогнозный план (программу) приватизации областного имущества включаются объекты из состава областного имущества, стоимость за один объект которого составляет пять миллионов рублей и более;
- исключения из полномочий уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства полномочий по ведению реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся получателями государственной поддержки, реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области, в связи с тем, что ведение указанных реестров осуществляется федеральными структурами;
- изменения срока для включения собственника земельного участка в ежегодный план муниципальных проверок с 3 лет со дня возникновения права на земельный участок до 1 года, а также включения актов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельного участка в перечень документов при проведении документарной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля;
- исключения возможности предоставления государственно-правовых гарантий Ярославской области некоммерческим организациям, в связи с чем исполнение обязательств государственных учреждений Ярославской области не может быть обеспечено за счет имущества, включенного в залоговый фонд Ярославской области;
- оптимизации процедур управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ярославской области, сокращения сроков принятия решений посредством передачи полномочий по принятию решений о безвозмездном приобретении имущества в собственность Ярославской области уполномоченному органу исполнительной власти Ярославской области по управлению и распоряжению собственностью Ярославской области, которым является департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области;
- установления требования возврата предоставленной в форме налоговых льгот государственной поддержки приоритетного инвестиционного проекта или инвестиционного проекта по созданию и (или) развитию индустриального (промышленного) парка за налоговый период, в котором были выявлены основания для прекращения государственной поддержки.
Комитетом уделялось большое внимание повышению качества принимаемых законодательных актов. Проекты законов Ярославской области, рассматриваемые на заседаниях комитета, направлялись на заключения в правовое управление аппарата Думы, Правительство Ярославской области, прокуратуру Ярославской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, Контрольно-счетную палату Ярославской области. При наличии в заключениях на законопроект замечаний проводились совещания по выработке решений для их устранения и подготовке соответствующих поправок.
Деятельность комитета была направлена не только на законотворчество, но и на контроль правоприменения законов, действующих на территории Ярославской области, повышение качества и эффективности законодательства. Контроль правоприменения регионального и федерального законодательства осуществлялся в рамках установленных форм работы комитета посредством рассмотрения информации органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований Ярославской области о реализации региональных и федеральных законов, государственных программ и деятельности в сферах экономики, соответствующих вопросам ведения комитета.
С целью стимулирования экономического развития региона, а также в рамках выполнения контрольной функции реализации действующих законов и подзаконных нормативных правовых актов комитетом была заслушана информация органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области по следующим вопросам:
- о выполнении плана мероприятий Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года по развитию экономики как ключевого направления социально-экономического развития региона;
- о нормативно-правовом регулировании, государственной поддержке и результатах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Ярославской области;
- о нормативно-правовом регулировании, государственной поддержке и результатах деятельности промышленного сектора экономики в Ярославской области;
- об отчете о работе комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству за прошедший период (сентябрь 2018 года – август 2019 года);
- о ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области за 2019 год;
- о реализации государственных программ «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» на 2014-2020 годы и «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2014-2020 годы.
По результатам рассмотрения указанных вопросов комитетом были приняты решения с предложениями по урегулированию выявленных проблем, в частности, о необходимости увеличения финансирования мероприятий государственных программ, реализация которых лежит в основе пополнения доходной части бюджета региона, разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности приватизации областного имущества и росту уровня неналоговых поступлений в областной бюджет.
Комитетом организован контроль исполнения принятых решений. Решения, содержащие предложения в адрес Правительства Ярославской области, иных государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, направлялись им для рассмотрения. Полученные ответы доводились до сведения членов комитета, экспертного совета при комитете, заинтересованных лиц.
Комитетом активно использовалась такая форма работы как совещания. В рамках совещаний готовились к рассмотрению на комитете проекты законов Ярославской области, обсуждались проблемы предпринимательского сообщества Ярославской области, в том числе арендных платежей в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вырабатывались подходы к решению имеющихся проблем.
В ходе реализации функции повышения эффективности нормативной правовой базы комитетом проведен мониторинг правоприменения на территории Ярославской области Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». По результатам мониторинга правоприменения указанных законов даны рекомендации Правительству Ярославской области, а также будут подготовлены проект федерального закона и обращение в Министерство экономического развития Российской Федерации, направленные на совершенствование механизма реализации государственно-частного партнерства.
В сферу деятельности комитета входила подготовка документов на заседания Думы. Комитетом инициировано включение 13 вопросов в повестки дня заседаний Думы, по результатам рассмотрения которых были приняты соответствующие постановления.
Комитетом проводилась работа с проектами федеральных законов, поступившими в Думу из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также с законодательными инициативами и обращениями законодательных органов субъектов Российской Федерации. Ряд из них были поддержаны комитетом и Думой.
Для принятия обоснованных решений по рассматриваемым законопроектам и вопросам экономического характера при комитете действовал экспертный совет в составе руководителей предприятий, организаций и высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт законотворческой и практической работы в экономических сферах деятельности. Особое внимание экспертами уделялось формированию и финансированию мероприятий государственных программ «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» на 2014-2020 годы и «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности»
на 2014-2020 годы, поддержке субъектов предпринимательской деятельности в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Члены экспертного совета принимали участие в заседаниях комитета, рабочих групп, совещаниях.
Важным направлением являлась работа с поступившими в комитет документами. Всего за отчетный период зарегистрирован 321 входящий документ, подготовлено 105 исходящих документов.
Значительное внимание уделялось рассмотрению обращений и предложений граждан и организаций по вопросам, относящимся к ведению комитета. За отчетный период в комитет поступило 10 обращений, в частности, Уполномоченного по правам человека в Ярославской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области, Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области, АО «Петровский завод ЖБИ», Ярославской областной общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов».
По обращениям даны исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
- обеспечение инфраструктурой земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно предоставляемых в собственность гражданам, имеющими трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства;
- обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- исполнение обязательств муниципальных учреждений по оплате выполненных контрактов;
- реализация Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в части уточнения понятий «помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов)»;
- расширение перечня организаций, на которые распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)», и признание коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы;
- рост тарифов на электроэнергию, снижение налоговой ставки по налогу на имущество, используемое в коммерческих целях;
- уточнение методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- реализация Национального проекта «Наука» на территории Ярославской области;
- регулирование производственно-финансовых отношений, сложившихся между АО «Петровский завод ЖБИ» и ОАО «РЖД».
Члены комитета как представители Думы участвовали в работе:
1) советов и комиссий при органах исполнительной власти Ярославской области:
- в Координационном совете по малому и среднему предпринимательству – депутаты Фомичев Р.Ю., Якушев С.В.;
- в Координационном совете Ярославской области по государственно-частному партнерству – депутаты Фомичев Р.Ю., Якушев С.В.;
- в Координационном совете Ярославской области по кадровому обеспечению промышленного роста экономики Ярославской области – депутаты Гончаров А.Г., Якушев С.В.;
- в комиссии по государственной поддержке инвестиционной деятельности – депутаты Тарасенков А.Н., Фомичев Р.Ю., Якушев Я.С.;
- в комиссии по вопросам использования залогового фонда Ярославской области – депутаты Абдуллаев Ш.К., Коваленко А.Н.;
2) других структур:
- в Совете по улучшению инвестиционного климата в Ярославской области – депутаты Гончаров А.Г., Коваленко А.Н., Якушев Я.С.;
- в экспертном совете по импортозамещению в Ярославской области – депутат Коваленко А.Н.;
- в комиссии Ярославской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Ярославской областной Думы – депутат Тарасенков А.Н.;
- в комиссии департамента инвестиций и промышленности Ярославской области по предоставлению государственной поддержки в форме субсидий – депутат Абдуллаев Ш.К.;
- в комиссии департамента инвестиций и промышленности Ярославской области по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства – депутат Коваленко А.Н.;
- в комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Ярославской области – депутат Якушев С.В.;
- в комиссии по приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Ярославской области и оценке целесообразности увеличения уставных фондов (капиталов) государственных предприятий Ярославской области и хозяйственных обществ с участием Ярославской области – депутат Фомичев Р.Ю.;
- в комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве Ярославской области – депутаты Гончаров А.Г., Тарасенков А.Н.;
- в межведомственной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области – депутат Якушев С.В.;
- в конкурсной комиссии департамента инвестиций и промышленности Ярославской области по отбору муниципальных образований области для предоставления из областного бюджета и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований – депутаты Абдуллаев Ш.К., Тарасенков А.Н., Фомичев Р.Ю.;
- в рабочей группе «Взаимодействие бизнеса и власти по упрощению процедур ведения бизнеса» при специализированном региональном организационном штабе (проектном офисе) по улучшению инвестиционного климата – депутаты Фомичев Р.Ю., Якушев С.В.
В своей работе комитет активно взаимодействовал с органами исполнительной власти Ярославской области, местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, ассоциацией «Экономический Совет Ярославской области (объединение работодателей Ярославской области)», Союзом «Торгово-промышленная палата Ярославской области», хозяйствующими субъектами, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества.
В целом комитет достаточно эффективно справлялся с поставленными перед ним задачами, решая проблемы экономического характера методами и способами, присущими парламентской деятельности.