Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»
Постановление от 19.11.2021 №322

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»


Дополнительные материалы


p_21_322

33,08 Кб

Правовой акт


Ярославская областная Дума

седьмого созыва

Постановление

от

19.11.2021

322

Об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з

«О применении упрощенной системы

налогообложения на территории Ярославской области»


Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А: 

1. Принять к сведению Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» (прилагается).

2. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ – Регион».

Председатель

Ярославской областной Думы                                                    М.В. Боровицкий


Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 19.11.2021 № 322

 

 

Отчет
об итогах мониторинга правоприменения
Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з
«О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»

 

I. Общие положения

Мониторинг правоприменения осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и решением комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике от 22.10.2019 № 49 «О создании рабочей группы по проведению мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области».

Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» (далее – Закон Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»).

Субъект проведения мониторинга– рабочая группа комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике.

Период, за который проводится мониторинг, – 2018-2019 годы.

 

II. Цели и задачи мониторинга

Целью осуществления правового мониторинга является проведение комплексного изучения правового регулирования налогового законодательства на территории Ярославской области для его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы.

Задачами мониторинга правоприменения являются:

1) выработка предложений по совершенствованию Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»;

2) выявление пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании указанных норм права;

3) выявление коррупциогенных факторов в Законе Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»;

4) выявление причин (факторов), препятствующих исполнению Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» в полном объеме, выработка предложений по их устранению;

5) приведение положений Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» в соответствие с изменениями федерального законодательства;

6) выявление ошибок юридико-технического характера и их устранение.

 

III. Сведения о составе рабочей группы по проведению мониторинга

Председатель рабочей группы – Гончаров А.Г. – председатель комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике.

Члены рабочей группы:

Абдуллаев Ш.К., Пивоварова А.А., Филимендиков Ю.А., Юдаев А.А., Ясинский А.И. – депутаты Ярославской областной Думы.

В деятельности рабочей группы принимали участие представители Правительства Ярославской области, Контрольно-счетной палаты Ярославской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области, члены экспертного совета при комитете по бюджету, финансам и налоговой политике, предприниматели Ярославской области:

Долгов А.Н. – директор департамента финансов Ярославской области;

Доценко Л.В. – председатель комитета доходов бюджета и государственного долга департамента финансов Ярославской области;

Новожилова Т.Н. – консультант-юрист управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;

Волков А.Ю. – аудитор Контрольно-счетной палаты Ярославской области;

Шашкин В.В. – главный специалист-эксперт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Ярославской области;

Малышева Т.К.– консультант-юрист аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области;

Воробьева Н.Г. – начальник отдела налогообложения юридических лиц Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области;

Кустикова О.И. – заместитель главы – начальник управления экономики и финансов администрации Рыбинского муниципального района, член экспертного совета при комитете по бюджету, финансам и налоговой политике;

Агашина С.А. – депутат Муниципалитета города Ярославля;

Оганесян А.К. – депутат Муниципального Совета городского поселения Углич;

Оганесян А. О. – учредитель ООО ФИТО-ФАРМ;

Бабешко И.Ю., Белякова И.Н., Рагимова Е.Н., Тулякова А.И. – сотрудники правового и организационного управлений аппарата Ярославской областной Думы.

 

IV. Проведение мониторинга

На заседании комитета по бюджету, финансам и налоговой политике было принято решение от 22.10.2019 № 49 провести мониторинг правоприменения Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области».

К изучению вопроса были привлечены члены экспертного совета при комитете по бюджету, финансам и налоговой политике.

В соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе» рабочей группой:

1) определены основные направления мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»;

2) направлены запросы в департамент финансов Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Ярославской области о проблемах, возникших при реализации Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» в 2018-2019 годах, и о предложениях по совершенствованию налогового законодательства на территории Ярославской области;

3) изучена подготовленная правовым управлением аппарата Ярославской областной Думы информация о состоянии законодательства в сфере применения упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области, а также в субъектах, входящих в состав Центрального федерального округа Российской Федерации;

4) проведен мониторинг необходимости изменений Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» в связи с изменениями федерального законодательства.

Были рассмотрены предложения по формированию основных направлений, целей и задач проведения мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области».

При проведении мониторинга правоприменения было предложено использовать:

1) информацию о состоянии законодательства в сфере применения упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области, а также в субъектах, входящих в состав Центрального федерального округа Российской Федерации;

2) информацию, полученную в результате проведения встреч и совещаний, семинаров и иных мероприятий, проводимых Ярославской областной Думой, а также мероприятий, проводимых исполнительными органами государственной власти Ярославской области;

3) информацию о проблемах, возникающих при реализации Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области», и о возможных путях их решения, полученную от государственных органов Ярославской области, Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области.

Принимая во внимание информацию правового управления аппарата Ярославской областной Думы в сфере применения упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области и динамику поступления налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения
за 2016-2019 годы, представленную департаментом финансов Ярославской области, учитывая, что упрощенная система налогообложения (далее также – УСН) относится к специальным налоговым режимам, представляющим собой особый, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и иными актами законодательства о налогах и сборах, порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных НК РФ случаях, при проведении мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» было принято решение рассмотреть следующие основные направления мониторинга:

1) возможность изменения Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» в части установления пониженной ставки для отдельных видов экономической деятельности для организаций и индивидуальных предпринимателей, если объектом налогообложения являются доходы;

2) возможность внесения изменений в федеральное законодательство в части регулирования упрощенной системы налогообложения:

- в связи с обращениями Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области Бакирова А.Ф. о внесении изменений в главу 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» в части повышения предельного порога дохода субъекта предпринимательской деятельности до 300 млн. руб.;

- по предложениям Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области в целях совершенствования реализации Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области».

В ходе мониторинга Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» рабочей группой было установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого налоговыми агентами и в рамках договора простого товарищества в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ).

Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ). Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого налоговыми агентами и в рамках договора простого товарищества в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ (пункт 3 статьи 346.11 НК РФ).

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных НК РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

В соответствии со статьей 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении УСН признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ (участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов). Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Федеральным законодательством установлены основные условия, категории налогоплательщиков, порядок и случаи применения УСН, что предоставляет хозяйствующим субъектам возможность сократить налоговые выплаты в целом по сравнению с применением общей системы налогообложения, упростить процедуру сдачи отчетности в налоговые органы. Указанный специальный налоговый режим направлен в том числе и на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, федеральным законодательством предоставлены полномочия региональному законодателю по регулированию определенных вопросов при применении УСН в субъекте Российской Федерации.

В Ярославской области регулирование отношений при применении УСН осуществляется Законом Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области». Закон Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» вступил в силу с 1 января 2006 года.

В Ярославской области в 2020 году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции были реализованы меры поддержки граждан и бизнеса, принятые на федеральном уровне, нормативно регламентированные федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, и на региональном уровне, нормативно регламентированные законодательной и исполнительной властью Ярославской области.

Меры, направленные на поддержку граждан и бизнеса в связи с негативным влиянием на экономику пандемии новой коронавирусной инфекции, были реализованы внесением изменений в Закон Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области».

Законом Ярославской области от 28.04.2020 № 29-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах» принят «первый пакет» мер региональной поддержки наиболее пострадавших отраслей (21 отрасль) в части установления пониженных налоговых ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на территории Ярославской области (в размере 5 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и в размере 1 процента, если объектом налогообложения являются доходы), при условии осуществления ими деятельности в наиболее пострадавших отраслях российской экономики и сохранения ими не менее 90 процентов среднесписочной численности работников в 2020 году.

Законом Ярославской области от 28.05.2020 № 37-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах» принят «второй пакет» мер региональной поддержки, в соответствии с которым применяются налоговые послабления для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность музеев, деятельность зоопарков и розничную торговлю непродовольственными товарами.

В соответствии с Законом Ярославской области от 08.07.2020 № 48-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах» установлены пониженные налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вспомогательную деятельность, связанную с воздушным и космическим транспортом, деятельность в области телевизионного и радиовещания, деятельность сетевых изданий, деятельность информационных агентств, печатание газет, издание книг, газет, журналов и периодических изданий, применяющих УСН на территории Ярославской области.

В сентябре 2020 года Законом Ярославской области от 23.09.2020 № 58-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах» предоставлены дополнительные меры поддержки в части установления пониженных налоговых ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на территории Ярославской области, осуществляющих деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта.

Законом Ярославской области от 28.12.2020 № 103-з «О внесении изменения в статью 11 Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» в целях оказания поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям в связи с прекращением с 1 января 2021 года действия положений главы 263 Налогового кодекса Российской Федерации «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» для организаций и индивидуальных предпринимателей, применявших в 2020 году систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлены по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, пониженные налоговые ставки в размере:

1) 6 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов;

2) 2 процентов, если объектом налогообложения являются доходы.

 

V. Выводы о состоянии объекта мониторинга

Подводя итоги мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области», необходимо отметить следующее.

1. Законом Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» установлены:

- дифференцированные налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на территории Ярославской области, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (часть 11 статьи 1 Закона Ярославской области № 69-з);

- налоговая ставка для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на территории Ярославской области, если объектом налогообложения являются доходы (часть 13 статьи 1 Закона Ярославской области № 69-з);

- условия применения вышеуказанных налоговых ставок (определены признаки категорий налогоплательщиков, которые вправе применять налоговые ставки) (часть 14 статьи 1 Закона Ярославской области № 69-з);

- до 01.01.2024 установлена нулевая налоговая ставка («налоговые каникулы») для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей (часть 4 статьи 1 Закона Ярославской области № 69-з) и ограничения ее применения.

2. Правовой анализ состояния законодательства в сфере применения УСН на территории Ярославской области показал следующее:

- Закон Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» соответствует федеральному законодательству;

- пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании указанных норм права и ошибок юридико-технического характера не выявлено;

- коррупциогенных факторов в Законе Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» не выявлено;

- причин (факторов), препятствующих исполнению Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» в полном объеме, не выявлено.

3. Правовое регулирование в Ярославской области, предусмотренное Законом Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области», осуществляется в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации, установленных НК РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. В результате мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» Ярославской областной Думой была разработана законодательная инициатива по внесению изменений в федеральное законодательство «О внесении изменений в главы 262 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающих повышение предельного порога дохода субъекта предпринимательской деятельности до 300 млн. рублей для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Следует отметить, что 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 262 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который предусматривает увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, до 200 млн. рублей. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2021 года.

5. В целях совершенствования реализации правоприменения Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» для повышения качества регионального законодательства рекомендовать рабочей группе по рассмотрению вопросов налогообложения комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике рассмотреть вопрос о возможности продления до 2024 года действия налоговой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.


Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Время: 13:00

Участие в III Конференции проекта «Ресурсы и возможности» на тему: «Национальный туристический маршрут – экосистема развития отрасли» (г.Витебск) (в режиме ВКС)