Ярославская областная Дума
седьмого созыва
Постановление
от |
25.10.2022 |
|
№ |
216 |
Об отчете о работе комитета Ярославской
областной Думы по бюджету, финансам
и налоговой политике за прошедший период
(октябрь 2021 года – сентябрь 2022 года)
Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Утвердить прилагаемый отчет о работе комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике за прошедший период (октябрь 2021 года – сентябрь 2022 года).
2. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ – Регион».
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
Постановлением
Ярославской областной Думы
от 25.10.2022 № 216
О Т Ч Е Т
о работе комитета Ярославской областной Думы по бюджету,
финансам и налоговой политике за прошедший период
(октябрь 2021 года – сентябрь 2022 года)
Комитет Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике (далее – комитет) образован Постановлением Ярославской областной Думы (далее – Дума) седьмого созыва от 25.09.2018 № 199 «Об образовании комитетов Ярославской областной Думы седьмого созыва».
В соответствии с Постановлением Думы от 25.09.2018 № 200 «О составах комитетов Ярославской областной Думы» в состав комитета входили 9 депутатов Думы (далее – депутат), из них 8 работали на профессиональной постоянной основе.
Свою деятельность комитет осуществлял в соответствии с Регламентом Думы, вопросами ведения комитета, программой законопроектной работы Думы на текущий год и утвержденными в соответствии с ними планами работы комитета, а также поручениями Думы.
Основными формами работы комитета являлись: регулярное проведение заседаний комитета, заседаний рабочих групп, совещаний с привлечением заинтересованных лиц и представителей Правительства Ярославской области, руководителей и сотрудников подразделений федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Ярославской области.
Ранее созданный в целях координации деятельности комитета и его взаимодействия с органами государственной власти Ярославской области, федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, хозяйствующими субъектами, общественными, научными и иными организациями Ярославской области для подготовки решений по вопросам, относящимся к ведению комитета, экспертный совет при комитете продолжил свою работу в отчетном периоде.
6 апреля 2022 года члены экспертного совета приняли активное участие в организации и проведении расширенного заседания экспертных советов при комитетах Ярославской областной Думы:
- по аграрной политике;
- по бюджету, финансам и налоговой политике;
- по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству;
- по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог по теме «Об участии депутатов, экспертного сообщества Ярославской областной Думы в разработке и реализации мер по стабилизации и развитию экономики региона».
За отчетный период было проведено 5 заседаний экспертного совета при комитете Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике по рассмотрению предложений по устойчивому развитию экономики региона, поступивших в экспертный совет.
Члены экспертного совета получали всю необходимую документацию и принимали участие в заседаниях комитета и заседаниях рабочих групп.
С октября 2021 года по сентябрь 2022 года комитетом было проведено: 17 заседаний, из них 8 – внеочередных, 2 заседания рабочих групп, 9 совещаний по различным вопросам.
За это время комитет рассмотрел 54 вопроса с принятием соответствующих решений, внес для рассмотрения Думой 57 проектов постановлений Думы и 22 проекта законов Ярославской области.
В числе вопросов, рассмотренных комитетом, основное место занимали проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование отношений в сфере бюджетного и налогового законодательства Ярославской области.
В отчетном периоде велась работа по уточнению редакции Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Дважды комитетом рассмотрены законопроекты о внесении изменений в бюджет на 2021 год, связанные с необходимостью корректировки показателей в ходе его исполнения, и в связи с приведением указанного закона в соответствие с федеральным законодательством.
Наиболее важной и значимой в деятельности комитета следует отметить работу над проектом закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
До внесения в Думу этого законопроекта комитет принимал активное участие в проведении депутатских слушаний на тему «Об исходных данных к проекту областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», подготовке рекомендаций по итогам указанных слушаний.
В рамках подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов 8, 9 и 11 ноября 2021 года были проведены совещания председателей комитетов и заместителей Председателя Ярославской областной Думы с Правительством Ярославской области, были выработаны предложения по формированию областного бюджета на 2022 год ко второму чтению.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики Ярославской области является обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета. При формировании областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов считали основными целями бюджетной и налоговой политики Ярославской области повышение доходной части областного бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, решение текущих задач и задач развития в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года наиболее эффективным способом.
Шесть раз в 2022 году комитетом рассмотрены и Думой приняты законы Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Эти изменения были подготовлены в связи с необходимостью корректировки доходной и расходной частей областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов с учетом текущих экономических условий, в целях предотвращения влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также реализации приоритетных задач развития Ярославской области.
На заседаниях комитета рассматривались информации Правительства Ярославской области об исполнении областного бюджета за девять месяцев 2021 года, за первый квартал и первое полугодие 2022 года.
В июне 2022 года Думой был принят Закон Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2021 год», ранее рассмотренный на заседании комитета.
На основании статьи 202 Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» Правительством Ярославской области в срок до 1 апреля был представлен в Ярославскую областную Думу сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Ярославской области за 2021 год. После рассмотрения профильными комитетами указанных программ комитет подготовил сводный проект постановления, который был принят Думой в мае 2022 года.
Важными направлениями работы комитета также являлось совершенствование законодательства Ярославской области в сфере налоговых и финансово-кредитных отношений.
К числу основных налоговых законопроектов, рассмотренных комитетом, следует отнести:
- «О внесении изменений в статьи 1 и 7 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» и Закон Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»;
- «О внесении изменений в статьи 2 и 31 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»;
- «О внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О внесении изменения в статью 11 Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»;
- «О внесении изменений в статью 1 Закона Ярославской области «О ставках налога на прибыль организаций»;
- «О внесении изменений в статью 1 Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» и статью 4 Закона Ярославской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах».
Проект закона Ярославской области «О внесении изменения в статью 31 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области», внесенный исполняющим обязанности Главы городского округа город Рыбинск Н.М. Шульдиной, был внимательно рассмотрен комитетом и с учетом мнения Комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве Ярославской области рекомендован к отклонению Ярославской областной Думой.
В части совершенствования законодательства в сфере финансово-кредитных отношений в отчетном периоде комитет рассмотрел законопроекты:
- «Об установлении на 2022 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда»;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О Контрольно-счетной палате Ярославской области»;
- «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Закона Ярославской области «О бюджетном процессе»;
- «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях»;
- «О порядке участия финансового органа Ярославской области в проведении проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального района, городского округа Ярославской области квалификационным требованиям»;
- «Об утверждении дополнительного соглашения к соглашениям о предоставлении областному бюджету из федерального бюджета бюджетных кредитов».
Депутаты – члены комитета участвовали в законотворческой работе, вносили на рассмотрение Думы законопроекты и поправки к проектам законов, ряд из которых был принят.
Ярославской областной Думой был принят проект закона Ярославской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О внесении изменения в статью 11 Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области», подготовленный депутатами Ярославской областной Думы Гончаровым А.Г., Александрычевым Н.А.
В отчетном периоде на заседаниях были приняты постановления Ярославской областной Думы, разработанные депутатами Ярославской областной Думы:
- «О проекте постановления Ярославской областной Думы «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (внесен Боровицким М.В., Александрычевым Н.А., Гончаровым А.Г.);
- «О проекте постановления Ярославской областной Думы «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (внесен депутатами Ярославской областной Думы Александрычевым Н.А., Гончаровым А.Г., Ясинским А.И.);
- «О проекте постановления Ярославской областной Думы «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 194 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (внесен депутатом Ярославской областной Думы Гончаровым А.Г.).
Члены комитета внимательно изучили и рекомендовали Ярославской областной Думе отклонить проект постановления Ярославской областной Думы «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», внесенный фракцией «Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» Ярославской областной Думы.
Следует отметить работу комитета по рассмотрению заключений Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Ярославской областной Думой:
- «О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Комитетом были рассмотрены кадровые вопросы:
- о внесении изменений в пункт 1 Постановления Ярославской областной Думы «О штатной численности Контрольно-счетной палаты Ярославской области»;
- о заместителях председателя Контрольно-счетной палаты Ярославской области;
- об аудиторе Контрольно-счетной палаты Ярославской области;
- о кандидатурах депутатов Ярославской областной Думы для участия в работе Комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве Ярославской области;
- о внесении изменения в состав экспертного совета при комитете Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике.
В апреле 2022 года в состав экспертного совета при комитете Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике были введены:
1) Бердичевская Виктория Олеговна – председатель комитета «Опора России» по налогам и бюджету;
2) Слонин Роман Сабандович - депутат Ярославской областной Думы;
3) Юдаев Андрей Александрович – депутат Ярославской областной Думы;
4) Ярцев Максим Владимирович – заместитель управляющего по развитию розничного бизнеса Ярославского филиала ПАО «Промсвязьбанк».
В связи с обращением в комитет по бюджету, финансам и налоговой политике Иванова Игоря Анатольевича он был выведен из состава экспертного совета при комитете. Новым председателем экспертного совета при комитете был избран Гончаров Александр Германович – депутат Ярославской областной Думы.
Для организации эффективной и своевременной работы по рассмотрению различных обращений по вопросам совершенствования регионального законодательства в 2021 году продолжила свою деятельность рабочая группа по рассмотрению вопросов налогообложения.
В течение года рассмотрены различного рода информации, представленные Правительством Ярославской области, Контрольно-счетной палатой Ярославской области, территориальными органами федеральных органов государственной власти, а также планы работы и отчеты о проделанной работе комитета, Контрольно-счетной палаты Ярославской области. Важное место среди них занимали следующие вопросы:
- информация о результатах деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области по вопросу поступления в бюджетную систему налогов и сборов по Ярославской области с 1 января 2021 года и планируемых поступлениях до конца 2021 года;
- об эффективности предоставленных налоговых льгот из областного бюджета на территории Ярославской области за 2020 год и целесообразности их предоставления;
- о ходе реализации решения по индексации окладов денежного содержания с 01.01.2022 в муниципальных образованиях Ярославской области.
Комитет внимательно изучил отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области за 2021 год.
Исполнение государственной программы Ярославской области «Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области» отслеживалось комитетом, информация о ходе ее реализации за первое полугодие 2022 года рассматривалась на плановом заседании в сентябре.
Следует отметить работу членов комитета по рассмотрению планируемых бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Ярославской областной Думы на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также вопросов исполнения сметы расходов на содержание Ярославской областной Думы за 2021 год.
В целях проведения комплексного изучения правового регулирования на территории Ярославской области для его дальнейшего совершенствования, повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы, в соответствии с решением комитета от 22.10.2019 № 49 комитет проводил мониторинг правоприменения Закона Ярославской области от 30.11.2005 № 69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области».
В ноябре 2021 года по итогам работы по данному вопросу в условиях текущей экономической ситуации комитетом был подготовлен отчет с выводами и рекомендациями.
С октября 2021 года по сентябрь 2022 года постоянно проводился анализ поступивших в комитет законодательных инициатив по вопросам совершенствования федерального законодательства и обращений законодательных органов субъектов Российской Федерации.
За это время из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поступило 96 проектов федеральных законов, по которым были приняты соответствующие решения, в том числе поддержан проект федерального закона № 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В отчетном периоде уделялось внимание изучению опыта работы законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Были рассмотрены и поддержаны обращения:
- «О законодательной инициативе Законодательного Собрания Владимирской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации»;
- «О законодательной инициативе Законодательного Собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».
Всего в комитет за истекший период поступило и было рассмотрено 618 документов.
Важным направлением работы является рассмотрение обращений и предложений отдельных граждан и организаций по вопросам, относящимся к ведению комитета. По каждому обращению принимались соответствующие решения или давались исчерпывающие ответы.
Депутаты вносили проекты решений комитета, проекты постановлений Думы по вопросам, рассматриваемым на заседаниях комитета и Думы.
Члены комитета как представители Думы принимали участие в работе:
- Комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве области (депутаты Гончаров А.Г., Лобанова И.В., Щенников А.Н., Юдаев А.А., Ясинский А.И.);
- межведомственной комиссии по реализации губернаторского проекта «Решаем вместе!» (депутат Гончаров А.Г.);
- межфункциональной группы управления проектом «Реализация инициативного бюджетирования. Поддержка местных инициатив на территории Ярославской области» (депутаты Абдуллаев Ш.К., Гончаров А.Г., Ясинский А.И.);
- координационного совета по демографической политике и формированию здорового образа жизни в Ярославской области (депутат Ершов А.Н.);
- комиссии по назначению губернаторской выплаты специалистам за исключительный личный вклад в решение социальных проблем области
(депутат Пивоварова А.А.);
- комиссии по вопросам использования залогового фонда Ярославской области (депутат Абдуллаев Ш.К.);
- координационного совета по делам инвалидов (депутат Ясинский А.И.);
- совета по улучшению инвестиционного климата в Ярославской области (депутат Гончаров А.Г.);
- рабочей группе по вопросам открытости бюджета Ярославской области (депутаты Гончаров А.Г., Юдаев А.А.);
- конкурсной комиссии по отбору муниципальных образований области для предоставления субсидий на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (депутаты
Абдуллаев Ш.К., Ясинский А.И.);
- координационного совета по кадровому обеспечению промышленного роста экономики Ярославской области (депутат Гончаров А.Г.);
- комиссии по рассмотрению экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Ярославской области и приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области (депутат Гончаров А.Г.);
- коллегии департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области (депутат Ясинский А.И.);
- комиссии департамента инвестиций и промышленности Ярославской области по предоставлению государственной поддержки в форме субсидий (депутаты Абдуллаев Ш.К., Ясинский А.И.);
- коллегии Контрольно-счетной палаты Ярославской области (депутаты Александрычев А.Н., Гончаров А.Г.);
- коллегии Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области (депутат Гончаров А.Г.).
Большое внимание комитет уделял повышению качества принимаемых нормативных документов. Все проекты законов Ярославской области, рассматриваемые на заседаниях комитета, направлялись на заключение в правовое управление аппарата Ярославской областной Думы, прокуратуру Ярославской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, а законопроекты, внесенные депутатами Ярославской областной Думы, направлялись на заключение Губернатору Ярославской области. Законопроекты, затрагивающие вопросы налогообложения, направлялись на согласование в Управление Федеральной налоговой службы России по Ярославской области. Законодательные инициативы Ярославской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проектов федеральных законов направлялись на заключение в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. Все поступившие в комитет предложения и замечания рассматривались при доработке законопроектов.
Комитет в ходе своей работы осуществлял постоянный контроль за исполнением принятых решений. Решения, содержащие предложения и рекомендации Губернатору Ярославской области, Правительству Ярославской области, иным государственным органам, органам местного самоуправления, направлялись им для рассмотрения. Полученные ответы доводились до сведения заинтересованных лиц. По мнению членов комитета, контроль за исполнением законодательства Ярославской области является необходимой составной частью результативной работы комитета и Думы в целом.
В своей работе комитет тесно взаимодействовал с другими комитетами Думы, Контрольно-счетной палатой Ярославской области, департаментом финансов Ярославской области, департаментом экономики и стратегического планирования Ярославской области, управлением Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами, Управлением Федеральной налоговой службы России по Ярославской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, соответствующими комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
За истекший период депутаты – члены комитета активно участвовали в его работе, обеспечивали необходимую явку, внимательно изучали все предоставленные материалы комитета и принимали взвешенные решения. В заседаниях комитета также принимали участие депутаты, не являющиеся его членами. Все это способствовало глубокому и всестороннему анализу законопроектов и иных документов, представленных в комитет для рассмотрения.