Об обращении Ярославской областной Думы к Председателю ЦИК РФ Памфиловой Э.А. и депутатам ГД ФС РФ по вопросу изменения законодательства в части отмены дистанционного электронного голосования при проведении выборов и референдумов на территории РФ
Проект постановления

Об обращении Ярославской областной Думы к Председателю ЦИК РФ Памфиловой Э.А. и депутатам ГД ФС РФ по вопросу изменения законодательства в части отмены дистанционного электронного голосования при проведении выборов и референдумов на территории РФ

  • Дата внесения : 24 сентября 2021
  • Входящий номер : 2467
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; Мардалиев Э.Я., Белова С.Б., Филиппов А.С.

  • Профильный комитет : Комитет по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления
  • Статус : Отклонено

Сведения о проекте правового акта


pp212467

178,1 Кб

pp212467

95,76 Кб

Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект вносит депутаты

Ярославской областной Думы

Мардалиев Э.Я., Белова С.Б., Филиппов А.С.

Ярославская областная Дума

седьмого созыва

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от                                                                                                    №

г. Ярославль

 

Об обращении

Ярославской областной Думы

к Председателю Центральной

избирательной комиссии Российской Федерации

Памфиловой Э.А. и депутатам Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

по вопросу изменения законодательства

в части отмены дистанционного электронного

голосования при проведении выборов

и референдумов на территории

Российской Федерации

Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

 

1. Принять обращение Ярославской областной Думы к Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Памфиловой Э.А. и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу изменения законодательства в части отмены дистанционного электронного голосования при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации».

2. Направить настоящее Постановление и указанное обращение Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Памфиловой Э.А. и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ-Регион».

Председатель

Ярославской областной Думы                                                        М.В. Боровицкий

Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

                                                                                            от ___________ № ____

ОБРАЩЕНИЕ

Ярославской областной Думы

к Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Памфиловой Э.А.

и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

 по вопросу изменения законодательства в части отмены дистанционного электронного голосования

 при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации

 

Уважаемая Элла Александровна!

Уважаемые коллеги!

         23 мая 2020 был принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 13 мая 2020 года одобренный Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации сразу во втором и третьем чтениях, и дополняющий Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» новым понятием «дистанционное электронное голосование» (далее – ДЭГ). Под указанным понятием подразумевается «голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения».

         Впервые эксперимент по ДЭГ прошел в сентябре 2019 года в Москве во время выборов депутатов Московской городской Думы. Тогда избиратели могли проголосовать не только с использованием традиционных бумажных бюллетеней, но и с применением специального электронного сервиса. Более широкое распространение ДЭГ получило уже после изменений в федеральное законодательство.

         В частности, в ходе Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации электронный способ волеизъявления применялся в Москве и Нижегородской области в период с 25 по 30 июня 2020 года. В Единый день голосования 13 сентября 2020 года в ходе дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ДЭГ использовалось в Курской и Ярославской областях. Наконец, во время всероссийских выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва 17-19 сентября 2021 года ДЭГ внедрили уже в семи субъектах страны: Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областях, а также в городах федерального значения Москве и Севастополе.

         В качестве основного аргумента в пользу введения ДЭГ авторы законопроекта называли необходимость соблюдения ограничений, вызванных распространением коронавирусной инфекции. В том числе – снижения очного присутствия избирателей на избирательных участках. Вместе с тем, данное обстоятельство не стало поводом для отмены традиционного (очного) способа волеизъявления граждан ни при проведении Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, ни  при организации Единого дня голосования в 2020 и 2021 годах во всех субъектах Российской Федерации. В свою очередь, из перечисленных регионов, в которых 17-19 сентября 2021 года было организовано ДЭГ, в первой десятке по количеству заражений находились только три.

         Вместе с тем, организация процедуры ДЭГ и итоги самого электронного голосования 17 – 19 сентября 2021 года вызвали серьезную критику как самих участников избирательного процесса, так и представителей экспертного сообщества и общественности. Результаты ДЭГ существенно отличались от результатов, полученных в ходе очного голосования. Так, в ДЭГ в ходе выборов 17 – 19 сентября 2021 на территории Ярославкой области приняли участие 81 746 человек. Из них 31 855 отдали голоса за партию «Единая Россия» (38,97%), 14 589 – за партию «Справедливая Россия – за Правду» (17,85), 11 754 (14,38%) – за КПРФ. При этом, окончательные цифры, озвученные Избирательной комиссией Ярославской области по итогам выборов, были следующими: «Единая Россия» - только 29,72%, в то время, как КПРФ – 22,74%, а «Справедливая Россия – за Правду» - 19,20%.

         Аналогичная ситуация была и в других регионах страны. Столь существенная разница позволяет предполагать возможное использование административного ресурса, либо иных способов принуждения граждан к голосованию за конкретных участников избирательной кампании. Кроме того, наблюдатели не имеют возможности проконтролировать ход ДЭГ, а сама процедура не позволяет провести полноценную идентификацию личности, как при очном голосовании (где требуется предъявление документа, удостоверяющего личность). Также нельзя исключать возможность постороннего вмешательства в работу системы ДЭГ с целью намеренной корректировки результатов голосования.

         Все вышесказанное приводит к тому, что участники избирательной кампании, эксперты, представители общественности и простые граждане не признают итоги ДЭГ. А само ДЭГ дискредитирует всю избирательную систему Российской Федерации, ставя под сомнение сам принцип прямого, тайного и равного волеизъявления. В субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве и Ярославской области, прошли митинги и пикеты с требованием отменить ДЭГ. Общественный штаб по наблюдению за выборами в Москве поручил технической группе разработчиков платформы для голосования провести аудит результатов ДЭГ, чтобы убедиться в их корректности. А Московский городской комитет КПРФ уже подготовил иск в суд на итоги дистанционного голосования.

         На основании вышеизложенного и в связи с широким общественным резонансом, предлагаем внести изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и отменить дистанционное электронное голосование при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации.

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5