О внесении изменений в Закон Ярославской области от 7 октября 2008 года № 41-з «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты»
Проект закона

О внесении изменений в Закон Ярославской области от 7 октября 2008 года № 41-з «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты»

  • Дата внесения : 16 декабря 2008
  • Входящий номер : 4545
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; Бакиров А.Ф.

  • Профильный комитет : Комитет по бюджету, финансам и налоговой политике
  • Статус : Принято Думой

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект вносит депутат

Ярославской областной Думы

Бакиров А.Ф.

З А К О Н

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в Закон Ярославской области от 7 октября 2008 года № 41-з
«О единых нормативах отчислений в местные бюджеты»

Принят Ярославской областной Думой

«____»_____________ 200_ года

Статья 1

Внести в Закон Ярославской области от 7 октября 2008 года № 41-з «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты» («Губернские вести», N 87, от 10.10.2008 г.) следующие изменения:

Статью 1 дополнить абзацем:

«- налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента - по нормативу 100 процентов.»

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и законодательства Ярославской области.

Губернатор

Ярославской области С.А. Вахруков

«_____»_____________200_ г.

№_______

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Ярославской области «О внесении изменений в закон Ярославской области от 7 октября 2008 года 41-з
«О единых нормативах отчислений в местные бюджеты»

В развитие государственной политики в сфере малого предпринимательства федеральным законодательством с 2006 года введен дополнительный вид специального налогового режима в форме упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Указанная система налогообложения задумывалась законодателем как самая простая с точки зрения затрат предпринимателя на ее исполнение как в части оплаты налога, так и в части бухгалтерского и налогового учета. При установлении органами власти области адекватных ставок стоимости патента (потенциальной доходности) и надлежащем администрировании налога как со стороны налоговых служб, так и со стороны местных администраций и местных отделений правоохранительных органов, данная система налогообложения может решить две задачи: вывести часть бизнеса из тени и тем самым пополнить доходы бюджета, и снизить налоговую и административную нагрузку на легально действующих предпринимателей, что позволит им развить свой бизнес в интересах местного населения и, в конечном счете, пополнить бюджет за счет объема произведенной продукции.

В Ярославской области этот налоговый режим введен с 1 января 2006 года (право вводить этот режим налогообложения установлено за субъектами федерации).

На основе практики применения данного налогового режима и с целью его совершенствования и разрешения возникших проблем, федерация вводит с 1 января 2009 существенные изменения, направленные на расширение применения данного налогового режима. Действительно, в Ярославской области, также как и по стране в целом, проблемы в законодательном регулировании выразились в чрезвычайно низком уровне применения данной системы налогообложения. Так, по состоянию на 1 января 2007 года патентную систему применяли 8 предпринимателей, по состоянию на 1 января 2008 года - 13 предпринимателей, причем 8 из них по одному виду деятельности.

Основные проблемы такого низкого уровня применения данного налогового режима состояли и состоят в следующем:

  • налоговый режим специально придуман для наиболее мелких видов предпринимательской деятельности, то есть его целесообразно было бы использовать в качестве инструмента политики органов местного самоуправления, но решение о ставках налога (предельных уровнях доходности по видам предпринимательской деятельности) принимает субъект федерации и доходы от этого налога поступают в бюджет субъекта федерации;
  • патентная система согласно налоговому кодексу может применяться к установленным в самом налоговом кодексе видам предпринимательской деятельности. Вместе с тем, существующая наряду с патентом налоговая система в форме единого налога на вмененный доход применяется к видам бытовых услуг населению (их более 600), установленных приказом Росстата, при этом названия видов бытовых услуг в некоторых случаях похожи на названия видов предпринимательской деятельности и налоговой службе непросто определить какой вид налогообложения необходимо применять.

Вторая проблема частично решена федеральными законодателями и 1 января 2009 года, право выбора налоговой системы устанавливается за предпринимателем. Решение первой проблемы находится в компетенции властей области.

Последние изменения в закон области по патентной системе налогообложения, в том числе по установлению размера ставок налога по 68 видам предпринимательской деятельности, приняты областной Думой 6 ноября 2008 года, закон подписан губернатором 24 ноября сего года и вступает в действие с 01.01.2009 года. Изменения в закон в соответствии с нормами федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства проходил с широким участием предпринимательского сообщества: на общеобластных форумах малых предпринимателей, в некоммерческих организациях, защищающих конституционные права граждан на занятие предпринимательской деятельностью, и интересы коммерческих организаций, в Советах при главах муниципальных образований и губернаторе области. В большей степени обсуждались размеры ставок налога, в меньшей — проблема незаинтересованности местных властей в применении данной системы налогообложения (доходы от патентной системы налогообложения поступают в областной бюджет, налоги от ЕНВД поступают в бюджет области). Некоторые предлагали отменить закон о применении данной системы налогообложения вообще. На заседании Координационного Совета по малому предпринимательству 26 сентября сего года губернатор однозначно признал целесообразность данной формы налогообложения как одной из форм поддержки малого предпринимательства. В частности он сказал: «мы его (проект закона) будем выносить в Думу и надеемся, что он позволит легализовать предпринимательскую деятельность». К сожалению, при принятии конкретного закона по данному налогу на уровне области была решена только одна задача — приведение областного закона в соответствие с изменениями федерального закона. Совершенной неожиданностью для бизнес-сообщества (первый вариант поправок предполагал 30% увеличение ставок налога) стало чрезвычайно резкое повышение ставок налога (в среднем от 2-х раз в Ярославле, до почти 5 раз в населенных пунктах с числом жителей до 10 тысяч). Возможно, это было сделано в интересах муниципальных образований, которые боялись, что в новых условиях они потеряют часть собственных доходов от предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в форме единого налога на вмененный доход (доходы от патентной системы налогообложения поступают в областной бюджет, налоги от ЕНВД поступают в местные бюджеты).

На наш взгляд решить проблему учета интересов местных властей можно другим способом, при этом не пострадает и малый бизнес. Для этого необходимо передать все доходы от патентной системы налогообложения в муниципальные образования, и, дополнительно, для того, чтобы улучшить условия ведения предпринимательской деятельности — вернуться также к вопросу о размере ставок налога по данной системе налогообложения. При этом, на первом этапе, областной бюджет практически ничего не потеряет, так как годовые доходы бюджета области по данному налогу исчислялись несколькими тысячами рублей.

Законодательная основа для передачи доходов от области в муниципальные образования имеется. Законодательством определено, что федеральными законами и законами субъектов федерации возможна передача доходов от собственных налогов федерации или субъекта федерации на нижний уровень власти. То есть, федерация может передавать (и передает фактически) доходы от своих налогов субъектам федерации, а субъекты федерации могут передавать доходы как от части федеральных доходов, переданных им федерацией, так и доходы от своих собственных налогов в бюджеты муниципальных образований.

В Ярославской области перераспределение доходов от части федеральных налогов, так и доходов от своих собственных налогов, осуществляется в рамках политики области на основании закона Ярославской области «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты» (принят Думой 30 сентября 2008 года, подписан губернатором 10 октября 2008 года, вступает в действие с 01.01.2009 года). В пояснительной записке к проекту этого закона, подписанной губернатором области, указывалось, что закон принимается «в целях формирования стимула для социально-экономического развития территорий муниципальных образований области».

Предлагаемая идея передачи доходов от налога от патентной системы налогообложения была поддержана на президиуме координационного Совета по малому предпринимательству при губернаторе области 17 октября сего года. Проект предлагаемой законодательной инициативы по просьбе Ярославской областной торгово-промышленной палаты обсужден на заседании бюджетной комиссии Думы 9 декабря 2008 года и поддержан большинством голосов членов комиссии.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту закона Ярославской области «О внесении изменений в закон Ярославской области от 7 октября 2008 года 41-з
«О единых нормативах отчислений в местные бюджеты»

Принятие проекта закона Ярославской области закона Ярославской области «О внесении изменений в закон Ярославской области от 7 октября 2008 года 41-з «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств областного бюджета.

По состоянию на 1 января 2008 года патентную систему налогообложения применяли 13 предпринимателей. Доходы областного бюджета от данного вида налога составили в 2007 году сумму менее 10 тысяч рублей. Предлагаемыми поправками все доходы от данного налога остаются в консолидированном бюджете области и передаются в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5