О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области»
Проект закона

О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области»

  • Дата внесения : 9 апреля 2014
  • Входящий номер : 1260
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; М.Л.Крупин

  • Профильный комитет : Комитет по аграрной политике, экологии и природопользованию
  • Статус : Отклонено

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект вносит

депутат Ярославской областной Думы

М.Л.Крупин 

ЗАКОН

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 

«О внесении изменений в Закон Ярославской области
«Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области»

 

Принят Ярославской областной Думой 

«____»_____________ 2014 года

 

Статья 1

Внести в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» («Документ-Регион», 2013. 2 апреля) следующие изменения:

1) Статью 2 изложить  в следующей редакции:

«Статья 2. Ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции

1. На территории Ярославской области действуют ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, установленные Федеральным законом.

2. На территории Ярославской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции в жилых домах или в пристроенных, во встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях.

3. На территории Ярославской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 21 часа до 11 часов следующего дня, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания в объектах организации общественного питания, расположенных в нежилых зданиях, отдельно стоящих от жилых домов.».

2) Статью 4 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. На территории Ярославской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в местах проведения культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, определяемых в порядке, установленном Правительством Ярославской области;

в местах, расположенных на расстоянии менее 15 метров от входа (выхода) для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором находится детская, образовательная, медицинская организация или объект спорта, объект военного назначения, а при наличии обособленной территории у указанных зданий (строений, сооружений) - от входа (выхода) для посетителей на обособленную территорию;

в местах, расположенных на расстоянии менее 15 метров от входа (выхода) для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором находится оптовый или розничный рынок, вокзал, аэропорт, иное место массового скопления граждан или место нахождения источников повышенной опасности, а при наличии обособленной территории у указанных зданий (строений, сооружений) - от входа (выхода) для посетителей на обособленную территорию.

Границы территорий, прилегающих к местам, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, определяются по кратчайшему маршруту движения пешехода с учетом сложившейся системы дорог, тротуаров и пешеходных путей.».

 

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Действие лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выданных без учета требований, вводимых настоящим Законом, сохраняется до истечения срока действия такой лицензии.

 

Губернатор

Ярославской области                                                            С.Н. Ястребов

 

«_____»_____________2014 г. 

 №_______

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Ярославской области

«О внесении изменений в Закон Ярославской области
«Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области»

 

Ситуация с употреблением алкоголя населением, складывающаяся в последние годы в России и в Ярославской области, в частности, характеризуется крайне негативными тенденциями: в целом высокий уровень потребления алкоголя в стране, ежегодный прирост числа несовершеннолетних, употребляющих пиво и слабоалкогольные напитки, высокая смертность населения трудоспособного возраста, связанная с алкогольным опьянением (отравления, травмы, самоубийства, криминальная смертность), рост соматической патологии, обусловленной чрезмерной алкоголизацией (болезни печени, сердечно-сосудистая патология, панкреатиты и пр.), социально-экономические последствия (дорожно-транспортные происшествия, высокая криминогенность, потеря трудоспособности, производственный травматизм, снижение демографических показателей).  Несмотря на принимаемые меры в рамках антиалкогольной политики, Ярославская  область  продолжает  оставаться  неблагополучной  в плане последствий, вызванных алкоголизацией населения. В общей структуре наркологической заболеваемости на долю патологии, связанной с употреблением алкоголя, в  2012г. в Ярославской области  приходится 92,1% (в РФ в 2012г. - 80,8%).

Давно установлена прямая связь между злоупотреблением алкоголем и негативными социальными явлениями: рост преступности, производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, снижение профессиональной квалификации и качества труда, рост количества неполных семей, беспризорность и бродяжничество. Все эти проблемы в итоге ведут к серьезным экономическим потерям. По оценкам экспертов, экономические потери в России, связанные со злоупотреблением алкоголя, составляют около 3% ВВП страны ежегодно. Причем, эти цифры учитывают лишь прямые издержки, вызванные алкоголизмом, и не учитывают негативное воздействие чрезмерного употребления алкоголя на все общество, включая сверхсмертность от сердечно-сосудистых и иных заболеваний, обусловленных злоупотреблением алкоголем.

Высокий уровень потребления алкоголя населением непосредственно влияет на уровень преступности. В России около 72% убийств связаны с употреблением алкоголя, по этой же причине происходят до 42% самоубийств.

        В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

На сегодняшний день Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» от 02.04.2013 устанавливает только одно дополнительное ограничение по сравнению с Федеральным законом – запрещает реализацию алкоголя с 23 часов до 8 часов в объектах общепита, расположенных в жилых домах, встроенных в жилые здания и пристроенных к ним.

Однако представляется, что действующие ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, с 23 часов до 8 часов, на фоне реализации Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (Утверждена указом Губернатора Ярославской области от 27.02.2013 №110)  (далее - Концепция), не в полной мере отражают  цели и задачи стоящие перед регионом.

Внесение изменения по ограничению времени розничной продажи алкогольной продукции, с 21 часа до 11 часов, существенно улучшит показатели таких приоритетных направлений Концепции, как «Среда жизнедеятельности», «Основы жизни и здоровья» и «Развитие человеческого капитала» и приведет к  повышению уровня здоровья и качества жизни населения региона. Запрет продажи алкоголя в жилых домах, встроенных и пристроенных к жилым домам объектах положительно скажется на поддержании общественного порядка в вечернее время.

Кроме того, законопроектом предлагается урегулировать вопрос, связанный с реализацией алкогольной продукции на территории, прилегающей к социальным объектам.

В центре Ярославля имеет место высокая концентрация объектов коммерческой недвижимости. Работает множество предприятий торговли и общественного питания, большинство которых реализуют алкоголь. Кроме того, на данной территории функционирует большое количество частных учреждений, имеющих медицинскую (стоматологические кабинеты, салоны красоты) или образовательную (курсы иностранных языков) лицензию.

Для соблюдения прав и законных интересов данных субъектов предпринимательской деятельности необходимо изменить порядок определения границ территории, прилегающей к социальным объектам.

Предлагается взять за основу положительный опыт Санкт-Петербурга и  Белгорода, установив границу прилегающей территории в 15 метров и измерение данной границы по кратчайшему маршруту движения пешехода с учетом сложившейся системы дорог, тротуаров и пешеходных путей.

Принятие законопроекта не повлечет за собой увеличения расходов (снижения доходов) областного бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области. 

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5