в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике

 


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Об исполнении ярославского областного бюджета за 3 месяца 2024 года

 

Записка подготовлена на основании отчета об исполнении ярославского областного бюджета за I квартал 2024 года (утвержден Постановлением Правительства Ярославской области от 27.04.2024 № 507-п), действующей на отчетную дату редакции бюджета (закон от 27.03.2024 №8-з), а также данных Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту - ЕПБС) и Информационно-аналитической системы «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту - ИАС).

Проведено сравнение со значениями аналогичного периода предшествующего года (далее по тексту – АППГ). Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, дефициту бюджета.

1.     Доходы

Период с января по март 2024 года характеризовался не самым высоким уровнем поступления доходов: 26,432 миллиардов рублей, что ниже значений АППГ (-522,230 миллионов рублей, -1,94%). В части исполнения плановых годовых назначений в первом квартале бюджет исполнен всего на 19,60% (для сравнения, 24,65% в АППГ).

Поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов составило за период 22,107 миллиардов рублей (+717,896 миллионов, +3,36% к АППГ) или 19,30% плановых значений (24,32% в АППГ).

Поступление налога на прибыль организаций составило 7,341 миллиардов рублей (18,62% от плановых значений), что на 2,859 миллиардов или 28,03% ниже уровня АППГ.

Налог на доходы физических лиц поступил в объеме 5,711 миллиардов рублей: 19,51% от плана, +1,807 миллиардов и +46,29% к АППГ.

Исполнение по акцизам составило 4,865 миллиардов рублей: 24,82% от плана, +1,006 миллиардов или +26,09% к АППГ.

Поступления от налогов на совокупный доход продемонстрировали позитивную динамику: +12,73% к АППГ; от налогов на имущество +2,33% к АППГ. По некоторым видам доходов поступления за три месяца превышают прошлогодние значения в разы:

- от продажи материальных и нематериальных активов – в 4 раза;

- от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – в 6,2 раза;

- от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – в 16,5 раз.

Поступления от административных платежей и сборов, а также штрафов, санкций и возмещения ущерба, напротив, уступают прошлогодним значениям.

Безвозмездные поступления в ярославский областной бюджет за период составили 4,325 миллиардов рублей (21,30% от плана, в АППГ было 25,98%), что на 1,240 миллиардов  или 22,28% меньше, чем в первом квартале 2023 года.

С более подробной информацией об исполнении доходной части ярославского областного бюджета за три месяца 2024 года можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке.

В принципе, низкие показатели исполнения областного бюджета по доходам в первом квартале можно частично объяснить вероятным поздним (начало апреля) поступлением Единого налогового платежа, что видно при сравнении доходов на 08.04.2024 и 08.04.2023 (Приложение 2 к данной записке): +2,909 миллиардов рублей или +10,55% к АППГ. Тем не менее, и на 8 апреля показатели исполнения от годового плана (22,61%) уступают прошлогодним (25,22%). По собственным доходам разница более существенная (19,90% и 24,41% соответственно).

2.    Расходы

В соответствии с действующей на 01.04.2043 редакцией закона об ярославском областном бюджете, годовые назначения расходной части на 2023 год составляли 134,617 миллиардов рублей. Согласно отчету, объем расходов в первом квартале составил 29,063 или 21,59% от плановых значений (в АППГ – 20,41%), что на 5,683 миллиардов или на 24,31% больше, чем в прошлом году.

2.1 В части государственных программ Ярославской области

Стоит отметить, что суммы исполнения по расходам в оперативных данных, размещенных в ЕПБС и ИАС несколько выше, чем в утвержденном отчете: 29,073 миллиардов рублей или +9,739 миллионов рублей, причем по непрограммным расходам.

Кроме того, данные ИАС отличаются от отчетных в части госпрограмм «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (-455,6 тысяч рублей) и «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» (+455,6 тысяч рублей).

Подробно исполнение государственных программ за первый квартал представлено в Приложении 3 к данной записке. Отметим, что лучше всего (по суммам) были исполнены госпрограммы «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» (33,06% от годовых назначений), «Развитие здравоохранения в Ярославской области» (32,61%) и «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» (30,98%).

В свою очередь, финансирование госпрограмм «Доступная среда в Ярославской области» и «Местное самоуправление в Ярославской области» вообще не было начато. В данном случае стоит помнить, что выделение средств не носит линейный характер и во многом зависит от сезонного фактора.

Объемы финансирования ряда госпрограмм в первом квартале 2024 года снизились по сравнению с АППГ: «Охрана окружающей среды в Ярославской области» (-89,01%), «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» (-58,66%), «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» (-38,47%), «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» (-21,87%) и даже «Социальная поддержка населения Ярославской области» (-11,45%).

2.2 В части разделов и подразделов классификации расходов бюджетов

Данные по исполнению ярославского областного бюджета в части разделов и подразделов классификации расходов бюджетов получены из ЕПБС. Отметим, что утвержденные на 01.04.2024 бюджетные ассигнования на 566,199 миллионов рублей меньше, чем в действующей редакции закона.

По большинству разделов бюджетной классификации в сравнении с АППГ отмечается рост расходов, по некоторым – существенный: в 5,4 раза объяснимо увеличились расходы на национальную оборону, почти вдвое – на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, а также на национальную экономику (главным образом благодаря росту в 10,4 раза расходов по подразделу «Транспорт»).

С другой стороны, фиксируется снижение объема расходов на социальную политику (-7,11%), физическую культуру и спорт (-37,72%), средства массовой информации (-14,49%).

Расходы на обслуживание государственного долга остались на прошлогоднем уровне.

С более подробной информацией можно ознакомиться в Приложении 4 к данной записке.

3.     Дефицит

За первый квартал 2024 года областной бюджет был исполнен с дефицитом 2,631 миллиардов рублей при плановом профиците 251,069 миллионов рублей. В АППГ имел место профицит 3,574 миллиардов рублей при плановом дефиците 4,491 миллиардов.

Приложения: на 9 листах.



Начальник управления                                   А.С. Буров