О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 3
Проект постановления

О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 3

  • Дата внесения : 23 июня 2020
  • Входящий номер : 1559
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; комитет  по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи

  • Профильный комитет : Комитет по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи
  • Статус : Отозвано

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект

вносит комитет

по образованию, культуре, туризму,

спорту и делам молодежи

Ярославская областная Дума

седьмого созыва

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от                                                                №

г. Ярославль

 

 

О внесении в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации

в качестве законодательной инициативы проекта

федерального закона «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации» и статью 36

Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения»

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Ярославская областная Дума 

П О С Т А Н О В И Л А: 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений вФедеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Осипова И.В. представлять указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанный проект федерального закона.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

5. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ – Регион».

 

Председатель

Ярославской областной Думы                                            А.Д. Константинов


 

                                                                            Вносится

                                                                            Ярославской областной Думой 

                                                                       Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
и статью 36 Федерального
закона
 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802; 2004, №35, ст. 3607; № 52, ст. 5274; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 18, ст. 2151; № 23, ст. 2773; № 51, ст. 6163; 2011, № 30, ст. 4600; 2013, № 14, ст. 1666; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6329; 2015, № 27, ст. 3970; № 29, ст. 4365; № 48, ст. 6724; 2017, № 1, ст. 6; 2018, № 17, ст. 2434; № 24, ст. 3403; 2019, № 42, ст. 5801; № 52, ст. 7832; Российская газета, 2020, 11 июня) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в абзаце шестом слова «граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую» заменить словами «индивидуальные предприниматели, осуществляющие»;

б) дополнить новым абзацами десятым, одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:

«временный присмотр за детьми - комплекс мер по организации в дневное время  досуга детей, осуществляемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (части помещения) продолжительностью не более 12 часов подряд, обеспечивающий наблюдение за детьми, содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, вне связи с получением детьми образования и (или) с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

уход и присмотр за детьми дошкольного возраста, не связанные с  осуществлением образовательной деятельности – комплекс мер по организации питания и хозяйственно - бытового обслуживания детей, обеспечению  соблюдения ими личной гигиены  и режима дня, осуществляемый организациями, оказывающими услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста;

организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста – организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющие образовательную деятельность. В целях настоящего Федерального закона к организациям, оказывающим услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющие образовательную деятельность;»;

в) абзацы десятый - тринадцатый считать соответственно абзацами тринадцатым - шестнадцатым;

2) дополнить статьей  101следующего содержания:

«Статья 101 . Защита прав и законных интересов детей при оказании услуг по временному присмотру за детьми

 

1. Мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми не вправе осуществлять лица:

 не имеющие личной медицинской книжки;

 признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

 имеющие  или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

 2. Родитель (лицо, его заменяющее) при передаче ребенка под временный присмотр обязан:

 предъявить документ, удостоверяющий личность;

 в письменной форме: предоставить реквизиты документа, удостоверяющего личность, дать информированное добровольное согласие на осуществление временного присмотра за детьми, сообщить способы оперативной связи с ним,  подтвердить отсутствие у него сведений о наличии у ребенка простудных и иных инфекционных заболеваний, а также их признаков;

забрать ребенка по требованию лица, осуществляющего мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми, обусловленному интересами ребенка, его психологическим и физическим состоянием (настойчивое требование вернуться к родителю (лицу, его заменяющему), появление признаков ухудшения состояния здоровья, причинение или угроза причинения вреда другим детям и т.д.).

3. Период, в течение которого ребенок может непрерывно находиться под временным присмотром, определяется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по временному присмотру за детьми, с учетом предельной продолжительности пребывания ребенка под временным присмотром, указанной в абзаце десятом статьи 1 настоящего Закона.

 4. Отношения родителя (лица, его заменяющего) и юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по временному присмотру за детьми, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.»;

3) дополнить статьей  102следующего содержания:

«Статья 102 .  Защита прав и законных интересов детей при оказании услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, не связанных с  осуществлением образовательной деятельности

 

1. В целях  повышения качества и безопасности детей организация, оказывающая услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста обязана:

создавать безопасные условия пребывания в ней детей, обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи детям в период их пребывания в организации, оказывающей услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах лиц,  допущенных к мероприятиям с участием детей в рамках ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста, несвязанных с осуществлением образовательной деятельности, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности,  наличие санитарно-эпидемиологического заключения  о соответствии деятельности, осуществляемой организацией, оказывающей услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, санитарно-эпидемиологическим требованиям;

исполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

2. Мероприятия с участием детей в рамках ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста, не связанных с  осуществлением образовательной деятельности не вправе осуществлять лица:

 не имеющие личной медицинской книжки;

 признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

 имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям)за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.»;

4) в статье 141:

а) в абзаце первом пункта 2 после слов «мероприятия по образованию, воспитанию,» дополнить словами «временному присмотру, уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, несвязанных с осуществлением образовательной деятельности,»;

б) в абзацах втором и третьем пункта 3 слова «граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» заменить словами «индивидуальных предпринимателей»;

в) в пункте 8 слова «гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,» заменить словами «индивидуальными предпринимателями».

Статья 2

Внести в абзац четвертый пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №  14, ст. 1650; 2013, № 27, ст. 3477) изменение, изложив его в следующей редакции:

«при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, а также лиц, осуществляющих мероприятия по временному присмотру за детьми или по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, не связанных с осуществлением образовательной деятельности».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

 

 

          Президент

Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» и статью 36 Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

         Законопроект разработан в целях устранения пробелов правового регулирования в сфере оказания услуг по временному присмотру за детьми и услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими образовательную деятельность  (детские игровые комнаты,  игровые зоны, детские клубы и центры, развивающейся направленности,  иные дошкольные учреждения, оказывающие  услуги про присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста без реализации образовательных программ и. т. д).

         В настоящее время во многих торговых центрах, ресторанах, на первых этажах  жилых зданий и прочих общественных местах функционируют детские игровые комнаты и иные аналогичные помещения либо части помещений (игровые центры, игровые зоны, детские клубы и т.д.), где осуществляется временный присмотр за детьми, родители которых могут оставить их, например, на время совершения покупок (далее - игровые комнаты). В таких игровых комнатах есть игры, игрушки, другое необходимое оборудование, а также работают сотрудники, которые присматривают за детьми.

Вместе с тем деятельность игровых комнат не имеет специального законодательного регулирования, не установлены нормы о защите прав и законных интересов детей при оказании услуг по временному присмотру за детьми.

Кроме того не в полной мере урегулирована  и деятельность по предоставлению услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими образовательную деятельность (семейные клубы, частные ясли - сады, студии и иные детские центры, развивающейся направленности-в частности, ОКВЭД 88.9, 88,91).

Наличие указанного пробела правового регулирования не позволяет собрать и проанализировать информацию, достоверно свидетельствующую о надлежащей защите прав и законных интересов детей во время их пребывания в данных организациях, в частности о том, что лица, осуществляющие мероприятия  по присмотру за детьми в игровых комнатах и присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, не связанных с осуществлением образовательной деятельностью, не представляют для них опасности.

Учитывая необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов детей во время их нахождения в игровых комнатах и в организациях, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющих образовательную деятельность, проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - законопроект) предлагается установить требования к деятельности по временному присмотру за детьми и  деятельности по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, не связанных с образовательной деятельностью.

Законопроектом предлагается нормативно закрепить в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» понятия «временный присмотр за детьми, «уход и присмотр за детьми дошкольного возраста, не связанный с осуществлением образовательной деятельности», «организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста».

Под указанными понятиями предлагается понимать:

временный присмотр за детьми - комплекс мер по организации в дневное время досуга детей, осуществляемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (части помещения) продолжительностью не более 12 часов подряд, обеспечивающий наблюдение за детьми, содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, вне связи с получением детьми образования и (или) с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

уход и присмотр за детьми дошкольного возраста, не связанные с  осуществлением образовательной деятельности – комплекс мер по организации питания и хозяйственно - бытового обслуживания детей, обеспечению  соблюдения ими личной гигиены  и режима дня, осуществляемый организациями, оказывающими услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста;

организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста – организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющие образовательную деятельность. В целях настоящего Федерального закона к организациям, оказывающим услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и не осуществляющие образовательную деятельность.

 Таким образом, временный присмотр за детьми и уход и  присмотр за детьми дошкольного возраста, не связанный с  осуществлением образовательной деятельности, не являются присмотром и уходом, установленным пунктом 34 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который оказывается именно организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и по общему правилу связан с получением детьми образования. Кроме того, временный присмотр за детьми не носит систематический характер, в то время как организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми на постоянной (регулярной) основе.

Законопроектом также предусматривается установление следующих ограничений к лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми и присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, не связанного с осуществлением образовательной деятельности:

- отсутствие личной медицинской книжки;

- признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- наличие судимости за преступления против личности, основ конституционного строя, мира и безопасности человечества.

Следует также отметить, что лица, осуществляющие  мероприятия с участием детей в рамках оказания вышеназванных могут осуществлять свою деятельность не только по трудовому договору, но и в рамках гражданско-правовых отношений, в связи с чем указанные выше ограничения необходимо установить именно в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а не в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Законопроектом также предусматриваются обязанности родителей (лиц, их заменяющих), связанные с передачей ребенка под временный присмотр, в частности, предъявление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также предоставление в письменной форме его реквизитов, информированного добровольного согласия на осуществление временного присмотра за детьми, сообщение способов оперативной связи с ними, подтверждение отсутствия сведений о наличии у ребенка простудных и иных инфекционных заболеваний, их признаков. Кроме того, принимая во внимание необходимость поддержания в игровой комнате благоприятной для детей обстановки с учетом норм социального общения и принятых в обществе нравственных ценностей, родитель обязан письменно подтвердить согласие забрать ребенка по требованию лица, осуществляющего временный присмотр за детьми. Такое требование должно быть обусловлено интересами ребенка, его психологическим и (или) физическим состоянием (настойчивое требование вернуться к родителям (лицам, их заменяющим), появление признаков ухудшения здоровья, причинение или угроза причинения вреда другим детям и т.д.).

 Поскольку в настоящее время имеется довольно много видов игровых комнат, правила временного присмотра за детьми в них могут различаться. Это обусловлено тематической направленностью, расположением, площадью и прочими характеристиками игровой комнаты. Кроме того, необходимо учитывать гражданско-правовой характер отношений по оказанию услуг по временному присмотру за детьми. Указанные факторы предопределяют то, что правила оказания услуг по временному присмотру за детьми должны устанавливаться игровыми комнатами самостоятельно, но в соответствии с требованиями законодательства.

Также, законопроектом вносятся изменения в статью 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

 Согласно законопроекту нормы о проведении гигиенического воспитания и обучения, необходимых для получения личной медицинской книжки, должны распространяться также на лиц, осуществляющих временный присмотр за детьми и лиц, осуществляющих мероприятия по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, несвязанных с осуществлением образовательной деятельности (статьи 34 и 36 Федерального закона № 52-ФЗ, приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»).

 

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» и статью 36 Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 

Принятие указанного федерального закона потребует внесения изменений в:

1) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»;

2) приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»;

3) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства.

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»
и статью 36 Федерального закона

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 

Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30