«08» апреля 2025 г. № 14-04/02
в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Об апрельской корректировке
ярославского областного бюджета на 2025 год
4 апреля 2025 года в Ярославскую областную Думу был внесен законопроект, содержащий первую в текущем году корректировку областного бюджета[1]. В настоящий момент действует Закон Ярославской области от 09.12.2024 №88-з «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
При подготовке аналитической записки были использованы как собственно законопроект и пояснительная записка к нему, так и данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту ЕПБС) и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту ИАС). Кроме того, использована текущая отчетность Министерства финансов Ярославской области за декабрь 2024 года, январь и февраль 2025 года.
Проведен краткий анализ ситуации с исполнением ярославского областного бюджета по состоянию на 28 марта 2025 года[2] в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (далее по тексту АППГ). Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, как в части государственных программ, так и по разделам/подразделам классификации расходов бюджета, а также дефицит/профицит бюджета.
1. Текущее исполнение бюджета
По состоянию на 28.03.2025 в доходную часть ярославского областного бюджета поступило 21,121 миллиардов рублей или 14,59% от плановых годовых назначений, что на 2,445 миллиардов рублей или 13,09% больше, чем в АППГ. При этом собственных (налоговых и неналоговых) доходов поступило 14,993 миллиардов (+532,670 миллионов рублей или +3,68% к АППГ), что соответствует 11,67% от годовых назначений (в АППГ этот показатель равнялся 12,62%). Объем безвозмездных поступлений составил 6,128 миллиардов рублей или 37,65% от плана, что выше прошлогодних значений на 1,912 миллиардов рублей или 45,36%.
Расходы областного бюджета на ту же дату составили 27,828 миллиардов рублей или 19,11% к плану. Это на 2,985 миллиардов рублей или 12,01% больше, чем в АППГ; в относительных величинах прошлогодние значения превышены на 0,65% (в АППГ исполнение составило 18,45% от плана).
В свою очередь, дефицит бюджета на 28.03.2025 достиг 6,707 миллиардов рублей при плановых годовых значениях 923,752 миллионов. Для сравнения, в АППГ дефицит равнялся 6,167 миллиардов рублей при ожидаемом профиците 251,069 миллионов.
Государственный долг Ярославской области, по данным Министерства финансов РФ и ИАС, на 01.03.2025 составлял 60,463 миллиардов рублей, в том числе (по видам долговых обязательств): 6,278 миллиардов государственные ценные бумаги, 10 миллиардов кредиты от кредитных организаций (коммерческие), 44,185 миллиардов рублей бюджетные кредиты.
Таким образом, за шесть месяцев (по сравнению с 01.09.2024 года) общий объем государственного долга увеличился на 9,083 миллиардов рублей (+17,68%), в том числе уменьшился на 1,343 миллиардов в части ценных бумаг, увеличился в 5 раз (на 8 миллиардов рублей) по коммерческим кредитам и на 2,427 миллиардов рублей по бюджетным кредитам.
С более подробной информацией о текущем исполнении областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке, а также в разделе «Оперативная информация об исполнении бюджета» на официальном сайте Ярославской областной Думы (https://yarduma.ru/analytics/reference/otchet_mon/).
2. Доходная часть
Доходы областного бюджета на 2025 год предложено увеличить на 284,937 миллионов рублей до 145,012 миллиардов за счет целевых безвозмездных поступлений, в том числе:
- 162,1 миллионов рублей – на оказание специализированной медицинской помощи военнослужащим в период специальной военной операции и проведение генетических исследований;
- 110,2 миллионов – на комплексное развитие сельских территорий;
- 10,1 миллионов – на создание номерного фонда, инфраструктуры и новых точек притяжения;
- 2,5 миллионов рублей – на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности в рамках обеспечения комплексного развития сельских территорий.
Изменения в части прогнозных значений по собственным (налоговым и неналоговым) источникам отсутствуют. Отметим более чем оптимистичные плановые значения по поступлению доходов:
- от штрафов (рост к фактическому исполнению в 2024 году в 2,3 раз; по состоянию на 28.03.2025 поступило 6,72% от годовых значений; +55,21% к АППГ);
- от использования государственного имущества (рост в 9,2 раз; на 28.03.2025 поступило 2,26% от годовых назначений, +72,99% к АППГ);
от продажи государственного имущества (рост более чем в 40 раз; на 28.03.2025 поступило 1,39% от годового плана, +190,13% к АППГ).
С более подробной информацией о доходной части областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.
3. Расходная часть (государственные программы)
Законопроект содержит предложения по увеличению расходной части областного бюджета на 284,937 миллионов рублей, в результате расходы областного бюджета на 2025 год составят 145,935 миллиардов рублей.
Предлагается увеличить финансирование по 10 государственным программам, сократить по 17, оставить без изменения по 4 госпрограммам. Достаточно подробный перечень конкретных изменений по проектам, объектам и направлениям деятельности содержится в пояснительной записке, приложенной к законопроекту.
Отметим, что существеннее всего по сравнению с действующей редакцией предложено сократить финансирование следующих госпрограмм:
- в абсолютных значениях «Развитие транспортного комплекса в Ярославской области» - на 623,127 миллионов рублей;
- в относительных значениях «Развитие государственной ветеринарной службы Ярославской области» - на 4,25%.
Максимальное увеличение расходов в обоих значениях фиксируется в части госпрограммы «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (+387,950 миллионов рублей или +58,19%).
Непрограммные расходы предложено сократить на 303,071 миллионов рублей или 3,31%.
Также отметим, что с учетом предложенной корректировки бюджета плановое финансирование 7 государственных программ Ярославской области в 2025 году уступает фактическим значениям по итогам исполнения в 2024 году.
С более подробной информацией о расходной части областного бюджета по государственным программам можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.
4. Расходная часть (разделы и подразделы бюджетной классификации)
При рассмотрении предлагаемых изменений по разделам и подразделам классификации расходов бюджета, можно отметить, что по сравнению с действующей редакцией в законопроекте серьезно увеличивается финансирование в 2025 году ряда разделов:
- «Общегосударственные вопросы» (+2,171 миллиардов рублей, +26,07%);
- «Культура, кинематография» (+494,834 миллионов, +14,83%);
- «Здравоохранение» (+179,505 миллионов, +1,35%);
- «Средства массовой информации» (+75,328 миллионов рублей, +30,58%)
При этом несколько уменьшается финансирование разделам:
- «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (-34,056 миллионов рублей, -3,05%);
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» (-182,474 миллионов, -2,19%);
- «Социальная политика» (-344,726 миллионов, -1,30%);
- «Физическая культура и спорт» (-121,761 миллионов рублей, -4,34%).
Расходы на обслуживание государственного долга остаются на прежнем уровне и составляют 2,856 миллиардов рублей, что на 1,742 миллиардов или в 2,56 раза превышает прошлогодние фактические расходы по данному разделу.
С более подробной информацией о предлагаемых изменениях в рамках бюджетной классификации можно ознакомиться в Приложении 4 к данной записке.
5. Дефицит/профицит бюджета
Согласно законопроекту, дефицит ярославского областного бюджета на 2025 год не изменится и составит 923,752 миллионов рублей.
Начальник управления А.С. Буров
[1] Для сравнения, в 2024 году корректировки ярославского областного бюджета проводились и в феврале, и в марте.
[2] С 1 января 2023 года изменены порядки и сроки уплаты налоговых платежей в связи с переходом на механизм единого налогового платежа (далее по тексту ЕНП). Перечисления с использованием ЕНП налогоплательщиками осуществляются 28 числа каждого месяца. Зачисление и распределение по бюджетам происходит в первые четыре рабочих дня следующего за отчетным месяца. В связи с этим данные по кассовому исполнению налоговых доходов с 28 календарного дня по 5 рабочий день следующего за отчетным месяца включают не все налоговые платежи. Таким образом, оперативные данные об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальных государственных внебюджетных фондов по доходам, о кассовых поступлениях по доходам бюджетов бюджетной системы РФ не размещается на ЕПБС с 28 календарного дня до 5-го рабочего дня следующего месяца.
Также в разделе
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 |