О новациях проекта Устава Ярославской области
В связи с внесением на рассмотрение Ярославской областной Думы Губернатором Ярославской области проекта Устава Ярославской области аналитическим управлением аппарата Ярославской областной Думы представляется информационно-аналитическая записка об основных особенностях новой редакции Устава Ярославской области (далее – новый Устав) по сравнению с действующей редакцией данного правового акта Ярославской области, а также с учетом существующей практики законодательного регулирования уставных вопросов в других субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа.
1. О Ярославской областной Думе
К числу важных вопросов деятельности Думы, затронутых изменениями в новом Уставе, можно отнести:
- о полномочиях Думы;
- о кворуме заседаний Думы;
- о субъектах права законодательной инициативы в Думе;
- об отдельных количественных ограничениях структуры Думы.
1.1. В новом Уставе введена отдельная статья 25 о полномочиях Ярославской областной Думы в сфере законодательного регулирования, а также присутствует, как и ранее, статья (теперь статья 26) о вопросах, решение Думы по которым оформляется постановлением. Содержательно важно то, что полномочия по согласованию кандидатуры на должность прокурора Ярославской области переходят от Думы к Губернатору Ярославской области.
1.2. Проектом предлагается изменить кворум правомочности заседаний Ярославской областной Думы – более половины от избранного количества депутатов = 26 и менее депутатов (в случае если часть депутатов сложили свои полномочия или не избраны) вместо 2/3 от установленного количества депутатов = 34 депутата в действующем Уставе.
1.3. Право законодательной инициативы в Ярославской областной Думе исключается у глав муниципальных образований Ярославской области и депутатских объединений (фракций) Ярославской областной Думы. Кроме того, уточняется наименование одного из субъектов права законодательной инициативы в Ярославской областной Думе: прокуратура Ярославской области – вместо прокурора Ярославской области. Исключаются положения о народной правотворческой инициативе.
1.4. Острый вопрос деятельности Думы – количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, и количество комитетов как рабочих органов Думы. В новом Уставе количество указанных депутатов составляет 25 вместо нынешних 30, а количество комитетов ограничивается пятью вместо нынешних шести постоянных комиссий. Нужно обратить внимание также на то, что в новом Уставе количество заместителей Председателя Думы жестко не регламентируется (не обязательно три).
Об опыте регионов по Центральному федеральному округу в решении отдельных вопросов деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации сообщается в прилагаемой информации. Необходимо также отметить, что ни в одном субъекте Российской Федерации, входящем в состав Центрального федерального округа, количество рабочих органов высшего законодательного органа региона не ограничивается ни Уставом, ни другим законодательным актом.
2. О Губернаторе Ярославской области
2.1. Изменяется форма нормативных правовых актов Губернатора Ярославской области – согласно новому Уставу Губернатор Ярославской области издает указы по вопросам, требующим нормативного регулирования, вместо постановлений.
2.2. Сокращается срок представления Губернатором Ярославской области заключения на законопроекты, связанные с расходами областного бюджета (в течении 20 календарных дней вместо 30).
2.3. Губернатору Ярославской области предоставляются полномочия по согласованию кандидатуры прокурора Ярославской области.
3. Другие новации в проекте Устава
Устанавливаются единые наименования органов местного самоуправления для всех муниципальных образований Ярославской области – Глава, Собрание представителей, Администрация.
Значительно сокращается объем документа. Из текста устраняется множество норм, дублирующих федеральное законодательство. Документ состоит из 6 глав, разделенных на 60 статей, вместо 8 разделов и 118 статей.
В частности, исключаются урегулированные федеральным законодательством: положения о разграничении полномочий Ярославской области как субъекта Российской Федерации и федерального центра; положения о проведении выборов и референдумов на территории Ярославской области; раздел о правах и свободах человека и гражданина; положения о представителях Ярославской областной Думы и Губернатора Ярославской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; порядок одобрения Ярославской областной Думой поправок к Конституции РФ; порядок принятия решения Ярославской областной Думы о недоверии Губернатору Ярославской области; перечень оснований прекращения полномочий Губернатора Ярославской области.
Кроме того, в целях оптимизации законодательства Ярославской области исключается ряд положений, в том числе урегулированных законами Ярославской области: об ограничениях, связанных с депутатской деятельностью, гарантиях депутата Ярославской областной Думы и условиях прекращения его полномочий; порядок подписания и вступления в силу нормативно-правовых актов Ярославской областной Думы, Губернатора и Правительства Ярославской области; положения о полномочиях Председателя Ярославской областной Думы; порядок избрания Председателя Ярославской областной Думы и его заместителей; порядок согласования Ярославской областной Думой кандидатуры первого заместителя Губернатора Ярославской области; перечень ограничений для первого заместителя Губернатора Ярославской области, временно исполняющего обязанности Губернатора Ярославской области.
Добавляются положения: о взаимоотношениях органов государственной власти Ярославской области с федеральными органами власти, их территориальными подразделениями, органами государственной власти других субъектов РФ, органами местного самоуправления Ярославской области и общественными объединениями; об установлении законами Ярославской области административно-территориального устройства Ярославской области и порядка вступления в должность Губернатора Ярославской области, порядка формирования Правительства Ярославской области.
Приложения 1-4.
Начальник управления А.А. Ерошин
Ушаков М.А., 30-53-31
Также в разделе