ОТЧЕТ
о деятельности Ярославской областной Думы
за прошедший год
(октябрь 2015 года – сентябрь 2016 года)
Настоящий отчет о деятельности Ярославской областной Думы (далее по тексту – Дума) представляется в соответствии со статьей 23 Регламента Думы. Отчетный период – с октября 2015 года по сентябрь 2016 года.
За указанный период проведено 9 плановых (в соответствии с Программами законопроектной работы Ярославской областной Думы на 2015 и 2016 годы) и 1 внеплановое заседание Думы. Было рассмотрено 337 вопросов и принято 99 законов и 387 постановлений, в том числе:
о принятии проектов законов и законов Ярославской области – 212;
о назначениях, избраниях – 21;
о деятельности Думы – 43;
взаимодействие с Российской Федерацией – 41;
награждения – 24;
депутатская деятельность –12;
другое – 34.
Всего за отчетный период на рассмотрение Думы в качестве законодательной инициативы внесено 115 проектов законов Ярославской области, из которых по состоянию на 30 сентября 2016 года 90 приняты как законы Ярославской области, 4 остаются принятыми в первом чтении, 6 готовится к рассмотрению, 8 отклонены, 7 отозваны внесшими их субъектами права законодательной инициативы.
Из числа внесенных в отчетном периоде законопроектов: 75 (65%) внесено Губернатором Ярославской области, 31 (27 %) – депутатами Думы, 5 – органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (4,3 %), 1 – прокурором Ярославской области (1 %); 1 – Губернатором Ярославской области совместно с прокурором Ярославской области (1 %); 2 – Избирательной комиссией Ярославской области (2 %) (Приложение 1).
К рассматриваемым в Думе проектам законов Ярославской области вносились поправки. Всего внесена 472 поправки (за исключением отозванных), в том числе 189 поправка (40%) внесена Губернатором Ярославской области (из них 185 приняты, 4 отклонены), 281 (59,5 %) – депутатами Думы (из них 196 приняты, 85 отклонены), 2 (0,4 %) органами местного самоуправления (приняты).
Группировка принятых в отчетном периоде законов области и постановлений по сферам деятельности, представлены в Приложениях 2 и 3.
В отчетном периоде можно отметить совместную работу Ярославской областной Думы и органов исполнительной власти региона над проектом закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Документ был принят после тщательной и всесторонней проработки в три этапа: рассмотрение прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной и налоговой политики и проектов государственных программ в рамках так называемого «нулевого чтения»; принятие основных параметров бюджета в рамках первого чтения; внесение уточняющих законопроект поправок.
В марте и июне 2016 года в связи с необходимостью корректировки доходной и расходной частей областного бюджета Думой были рассмотрены и приняты законы Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». В части совершенствования налогового законодательства был принят Закон Ярославской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах», внесены изменения в статью 1 Закона Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области», в статьи 2 и 7 Закона «О транспортном налоге в Ярославской области».
В сфере экономики был принят ряд важных базовых законов: «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2016 год», «Об отдельных вопросах предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», внесены изменения в Закон Ярославской области «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области».
Из принятых в отраслях аграрной политики, экологии и природопользования законов Ярославской области можно отметить законы «Об отдельных вопросах предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области», изменения в Закон Ярославской области «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области».
В сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики были приняты следующие важные и социально значимые областные законы: «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области», «О внесении изменений в статью 2 Закона Ярославской области «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области» и статью 2 Закона Ярославской области «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области», «О внесении изменения в статью 5 Закона Ярославской области «О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области», «О внесении изменений в статью 3 Закона Ярославской области «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», «О внесении изменений в статьи 4 и 9 Закона Ярославской области «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Из принятых Думой в сферах градостроительства, транспорта и дорожного хозяйства нормативных документов следует отметить Закон Ярославской области «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ярославской области в сфере транспортного обслуживания населения».
В рамках социального блока вопросов в сфере социальной политики и здравоохранения можно отметить следующие Законы Ярославской области: «О внесении изменений в статью 58 Закона Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» и статью 2 Закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области», «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» и статью 4 Закона Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей», «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» и Закон Ярославской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», «О внесении изменений в статью 37 Закона Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» и Закон Ярославской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области».
В сфере образования, культуры, туризма, спорта и молодежной политики были приняты разработанные депутатами Законы Ярославской области «О внесении изменения в статью 6 Закона Ярославской области и «О физической культуре и спорте в Ярославской области» и «О патриотическом воспитании в Ярославской области».
В сфере общих вопросов законодательства, вопросов государственной власти и местного самоуправления стоит отметить принятие следующих Законов Ярославской области: «О признании утратившими силу пункта 33 части 2 статьи 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» и абзаца второго статьи 1 Закона Ярославской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в связи с совершенствованием статуса лиц, замещающих отдельные государственные должности Ярославской области», «О внесении изменения в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», «О признании утратившими силу статьи 254 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» и пункта 9 статьи 1 Закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об административных правонарушениях», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Ярославской области в части регулирования подготовки и проведения выборов».
В части вопросов, регламентирующих депутатскую деятельность, можно отметить следующие принятые законы: «О внесении изменения в статью 12 Закона Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы», «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О государственных должностях Ярославской области» и статьи 20 и 21 Закона Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы», «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы».
При всех комитетах Думы созданы и активно функционируют экспертные советы по профильным направлениям их деятельности.
Более подробная информация о специфике рассмотренных за отчетный период вопросов изложена в отчетах комитетов Думы, а также в Приложении 4 к данному отчету.
В течение отчетного периода Ярославская областная Дума внесла четыре федеральные законодательные инициативы:
- проект федерального закона «О переименовании города Тутаев Тутаевского района Ярославской области в город Романов-Борисоглебск»,
- проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»,
- проект федерального закона «О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации»,
- поправки к проекту федерального закона № 280796-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Содержание внесенных федеральных законодательных инициатив и стадия их рассмотрения в федеральных органах государственной власти отражены в Приложении 5 к отчету.
Также Дума приняла 12 обращений к органам власти по наиболее острым и насущным вопросам. Специфика обращений и реагирование на них отражены в Приложении 6 к отчету.
Поскольку Ярославская областная Дума в первую очередь является законодательным органом, необходимо всячески способствовать синхронизации законотворческих процессов на федеральном и региональном уровнях, что позволит повысить эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Ярославской области. В отчетном периоде продолжал осуществляться правовой мониторинг и мониторинг правоприменения нормативных актов, проводилась правовая и антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов (подготовлено 389 заключений).
По результатам мониторинга Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» было установлено, что областной закон не требует доработки. С другой стороны, было принято решение направить в Минюст России и в Правительство Ярославской области предложение включить в план мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год мониторинг указанного федерального закона.
Был проведен мониторинг правоприменения Закона Ярославской области от 15.10.2014 № 54-з «О внесении изменений в статью 3 Закона Ярославской области «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области». В ходе реализации вышеуказанного закона в Правительстве Ярославской области принято Распоряжение Губернатора Ярославской области от 10.02.2015 № 47-р «Об утверждении перечня руководящих должностей в Правительстве области, ответственных за реализацию мер по противодействию коррупции». Аналогичные перечни руководящих должностей, ответственных за реализацию мер по противодействию коррупции, утверждены соответствующими правовыми актами в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Ярославской области.
В ходе мониторинга областного закона «О залоговом фонде Ярославской области» было установлено, что закон на практике не реализуется, поскольку отсутствуют лица, намеренные обеспечить свое обязательство имуществом залогового фонда Ярославской области, а также отсутствие в залоговом фонде объектов, обладающих высокой ликвидностью. Правительству Ярославской области рекомендовано активизировать действия по поиску и привлечению в Ярославскую область инвесторов, имеющих возможность реализовать экономически и социально значимые проекты, использовать механизм предоставления в залог областного имущества в целях поддержки приоритетных для Ярославской области инвестиционных проектов.
В ходе мониторинга областных законов о прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2013-2015 годы Правительству области было рекомендовано: активизировать деятельность по реализации данных нормативных актов; включать в прогнозный план приватизации на следующий год ранее включенные в указанный план, но не приватизированные объекты областного имущества; объекты областного имущества, имеющие высокий уровень ликвидности, но не приватизируемые в рамках выполнения прогнозных планов приватизации, включать в залоговый фонд Ярославской области.
При рассмотрении областного закона «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области» было установлено, что в ходе его реализации деятельность исполнительных органов государственной власти Ярославской области не в полной мере направлена на повышение эффективности управления и распоряжения областным имуществом, необходимо расширить контроль со стороны законодательного органа государственной власти за управлением и распоряжением областным имуществом.
По итогам мониторинга правоприменения закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» Правительству Ярославской области было предложено рассмотреть возможность:
1) снижения коэффициента софинансирования субсидий, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в Ярославской области с 0,2 до 0,1;
2) определения уполномоченного органа на проведение оценки соответствия закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при наступлении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) расширения количества и качества предоставления услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в электронном виде;
5) увеличения количества рабочих мест и качества профессиональной подготовки кадров;
6) повышения доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов.
Также проводился мониторинг правоприменения Законов Ярославской области «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Ярославской области» и «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области».
Важной функцией законодательного (представительного) органа государственной власти региона является осуществление депутатского контроля за деятельностью органов исполнительной власти Ярославской области.
На основании положений Устава Ярославской области Дума заслушала и приняла решение по очередному ежегодному отчету Губернатора Ярославской области о деятельности Правительства Ярославской области; рассмотрела ежегодный отчет начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области о деятельности полиции, состоянии правопорядка на территории Ярославской области; заслушала отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области за 2015 год.
Депутаты не только контролировали деятельность органов государственной власти региона, но и давали оценку результатам работы лиц и организаций. За отчетный период вручено 6 Почетных знаков Ярославской областной Думы «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма», 9 Почетных знаков Ярославской областной Думы «За вклад в развитие Ярославской области», 283 граждан и организаций, осуществляющих деятельность на территории региона, награждены Почетными грамотами Ярославской областной Думы, вручены 800 Благодарственных письма Ярославской областной Думы. В отчетный период внедрена новая форма поощрения - благодарность депутата.
При Ярославской областной Думе сформирован Совет председателей представительных органов муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов). За отчетный период было проведено 5 выездных заседаний Совета, на которых рассмотрено 18 вопросов, касающихся различных сторон социально-экономического развития региона и муниципальных образований.
Создан постоянно действующий совещательный и координационный орган при Ярославской областной Думе - Собрание молодых законодателей Ярославской области, который представляет собой объединение депутатов Ярославской областной Думы и представительных органов муниципальных образований Ярославской области на основе общности их профессиональных и гражданских интересов.
За отчетный период в приемную областной Думы по обращению граждан официально поступило и было рассмотрено 151 обращение. 12 935 граждан обратились в приемные депутатов Ярославской областной Думы.
На обеспечение деятельности Думы из областного бюджета выделялись средства на основании Законов Ярославской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Фактическое исполнение расходов областного бюджета за четвертый квартал 2015 года и два квартала 2016 года в части обеспечения деятельности Думы характеризуют следующие данные:
тыс. рублей
Наименование расходов | 4 кв. 2015 год | 1-3 кв. 2016 г. | Всего | |
1. | Центральный аппарат1 | 27 747,9 | 92 255,0 | 120 002,9 |
2. | Председатель Думы | 665,1 | 2 196,0 | 2 861,1 |
3. | Депутаты Думы | 16 475,2 | 53 973,0 | 70 448,2 |
4. | Всего | 44 888,2 | 148 394,0 | 193 282,2 |
Необходимо наметить ближайшие задачи работы Думы. В первую очередь следует сконцентрироваться на областном бюджете на 2017 год. Рассмотрение и принятие основного финансового документа снова будет проходить в непростых экономических условиях, однако баланс между доходами и расходами должен быть соблюден. Пора учиться жить по средствам, поскольку дальнейшее наращивание государственного долга ограничено соглашением с Министерством финансов РФ.
Перед органами исполнительной власти Ярославской области поставлены конкретные задачи по привлечению инвестиций в регион и улучшению инвестиционного климата, пересмотру механизмов взаимодействия с федеральными финансовыми центрами, институтами развития, крупными федеральными финансовыми институтами, вертикально интегрированными компаниями и естественными монополиями. Одновременно требуется обновление стратегии развития муниципальных образований, особенно в части территориального зонирования и размещения производственных ресурсов.
Только совместные и согласованные действия Правительства области, Ярославской областной Думы, муниципалитетов и федеральных структур смогут обеспечить экономический рост, благополучие и стабильность региона, и благосостояние жителей. При этом одной из основных задач Думы должен стать контроль за исполнением социальных обязательств и гарантий для наименее обеспеченных категорий граждан.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Примечания:
1.Включаются расходы на обеспечение деятельности аппарата Думы и депутатов Думы в части зарплаты помощников депутатов, оборудования и организации рабочих мест депутатов и зала заседания, информационного обслуживание депутатов.
Также в разделе