ОТЧЕТ
о деятельности Ярославской областной Думы за прошедший год
(сентябрь 2023 года – август 2024 года)
По состоянию на 31.08.2024
1. Общая характеристика деятельности
Настоящий отчет о деятельности Ярославской областной Думы (далее по тексту – Дума) представляется в соответствии со статьей 23 Регламента Ярославской областной Думы, отчетный период – с сентября 2023 года по август 2024 года.
В Ярославскую областную Думу восьмого созыва (далее так же - Дума) по состоянию на 31.08.2024 избрано 45 депутатов, из них 34 – по единому общеобластному избирательному округу и 11 – по одномандатным избирательным округам. По состоянию на 31.08.2024 на постоянной профессиональной основе в Думе работало 27 депутатов.
Руководство Думы:
- Председатель Думы: Боровицкий М.В.;
- Заместители Председателя Думы: Александрычев Н.А., Волончунас В.В., Капралов А.А., Хитрова О.В.
Совет Думы (в составе руководителей Думы, председателей комитетов и фракций) в соответствии с Регламентом Думы создан для решения организационных вопросов деятельности Думы, в том числе для утверждения проектов повесток заседаний Думы.
Представитель Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Косихина Н.В.
Из числа депутатов избраны полномочные представители Ярославской областной Думы по отдельным направлениям деятельности:
- по международному сотрудничеству, межнациональным и межконфессиональным связям – Казарян Т.В.;
- по вопросам взаимодействия с участниками специальной военной операции, Донецкой Народной Республикой, Луганской Народной Республикой, Запорожской областью и Херсонской областью – Чернобровкин А.Ю.
В качестве постоянных рабочих органов Думы образованы комитеты:
- по аграрной политике, экологии и природопользованию (председатель комитета – Никешин М.В.);
- по бюджету, финансам и налоговой политике (председатель комитета – Гончаров А.Г.);
- по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог (председатель комитета – Бирук Н.И.);
- по депутатской деятельности, правопорядку и информационной политике (председатель комитета – Макаров А.В.);
- по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике (председатель комитета – Щенников А.Н.);
- по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления (председатель комитета – Осипов И.В.);
- по здравоохранению (председатель комитета – Осипов М.Ю.);
- по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи (председатель комитета – Хитрова О.В.);
- по социальной, демографической политике, труду и занятости (председатель комитета – Ушакова Л.Ю.);
- по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству (председатель комитета – Вахруков М.С.).
В Думе созданы депутатские объединения (фракции):
- «Единая Россия» (председатель фракции – Александрычев Н.А.);
- «Коммунистическая партия Российской Федерации» (председатель фракции – Кузнецова Е.Д.);
- «Новые люди» (председатель фракции – Шилов Я.С.);
- «Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» (председатель фракции – Смирнов В.А.);
- «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» (председатель фракции – Бурьяноватый А.Г.);
- «Справедливая Россия» (председатель фракции – Хабибулин С.Р.).
При Думе образован Совет председателей представительных органов муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) – (председатель Совета – Боровицкий М.В.).
2. Законотворческая деятельность
В соответствии с программой законопроектной работы Ярославской областной Думы на 2023 и 2024 годы за период с 1 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года проведено 9 плановых заседаний и 2 внеплановых заседания, на которых рассмотрено 190 вопросов.
Всего за отчетный период на рассмотрение Думы в качестве законодательной инициативы были внесены 93 проекта закона Ярославской области, из которых по состоянию на 31 августа 2024 года 77 приняты как законы Ярославской области, 16 находятся на рассмотрении.
Из числа внесенных в отчетном периоде законопроектов: 68 (73,1 %) внесены Губернатором области, 10 (10,8 %) – депутатами Думы, 2 (2,2 %) - прокурором области, 5 – Избирательной комиссией Ярославской области (5,4 %), 8 – органами местного самоуправления (8,6 %).
(см. Приложение 1).
За отчётный период принято 79 законов области (включая внесенные в предыдущий отчётный период), в том числе:
- по вопросам деятельности органов государственной власти, другим государственным институтам и вопросам гражданского общества – 25;
- по вопросам бюджетной политики и налогов – 11;
- по вопросам экономики и ЖКХ – 14;
- по вопросам социальной политики и образования – 27;
- по прочим вопросам – 2.
(см. Приложение2).
Количество принятых законов и отклонённых законопроектов за период с сентября 2023 года по август 2024 года в разрезе комитетов Думы приведено в Приложении3.
За отчётный период принято 308 постановлений, в том числе:
- о принятии проектов законов и законов Ярославской области – 159;
- о назначениях, избраниях – 37;
- о деятельности Думы – 26;
- о взаимодействии с Российской Федерацией – 44;
- о награждении – 13;
- о депутатской деятельности –29.
(см. Приложение 4).
К рассматриваемым в Думе проектам законов за отчётный период было внесено 257 поправок (за исключением отозванных), в том числе 179 поправок (69,6 %) внесено Губернатором области (все приняты), 78 (30,4 %) – депутатами Думы (из них 69 приняты, 9 отклонены).
Наиболее важные и значимые вопросы, для решения которых Думой 8-го созыва были приняты соответствующие правовые акты.
В сфере аграрной политики, экологии и природопользования
- «О внесении изменения в статью 3 Закона Ярославской области «О некоторых вопросах регулирования лесных отношений».
Предусматривается возможность дополнительного использования средств областного бюджета для осуществления переданных полномочий Российской Федерации. Дополнительные средства областного бюджета предполагается направить на формирование фонда оплаты труда сотрудников государственных казенных учреждений Ярославской области (лесничеств), осуществляющих часть переданных полномочий Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ярославской области».
Закон принят в целях приведения Закона области в соответствие федеральному законодательству;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области».
-уточняется предмет регулирования Закона области;
- уточняются полномочия органов государственной власти Ярославской области в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, исключив полномочия по реорганизации и упразднению особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- устанавливается, что выделение зон ограниченного хозяйственного использования в составе особо охраняемой природной территории регионального значения подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
- устанавливается, что особо охраняемые природные территории учитываются при подготовке генеральных планов, правил землепользования и застройки, в том числе муниципальных округов.
В сфере бюджета, финансов и налоговой политики
Наиболее важной и значимой в деятельности комитета следует отметить работу над Законом Ярославской области от 20.12.2023 № 78-з «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Экономическая политика Ярославской области, как и Российской Федерации в целом, была ориентирована на предотвращение влияния на развитие отраслей экономики и финансового сектора изменения геополитической обстановки, беспрецедентного санкционного давления, а также на социальную поддержку граждан, на создание условий для развития региональной экономики.
За период с сентября 2023 года по декабрь 2023 года в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» Губернатором Ярославской области 4 раза вносились в Ярославскую областную Думу проекты законов по внесению изменений в бюджет.
Трижды в 2024 году Думой приняты законы Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Эти изменения были подготовлены в связи с необходимостью корректировки доходной и расходной частей областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Важными направлениями работы также являлось совершенствование законодательства Ярославской области в сфере налоговых и финансово-кредитных отношений.
К числу основных налоговых законопроектов следует отнести:
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области»;
- «Об установлении на 2024 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда»;
- «О внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О введении на территории Ярославской области патентной системы налогообложения.
В сфере градостроительства, транспорта, безопасности и качества автомобильных дорог
- «О внесении изменения в статью 1 Закона Ярославской области «О перераспределении между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Законом к числу полномочий органов государственной власти Ярославской области отнесена организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляемая органами местного самоуправления городского округа город Ярославль, Ярославского муниципального района Ярославской области. Аналогичный механизм организации регулярных перевозок был предложен на территории городского округа город Рыбинск и Рыбинского муниципального района Ярославской области. Это позволило повысить качество предоставления транспортных услуг населению указанных муниципальных образований. С 01.05.2024 года в Рыбинске началась работа обновленного общественного транспорта в соответствии с номами вышеуказанного закона;
- «О внесении изменений в статью 5 Закона Ярославской области «Об отдельных вопросах поддержки граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства проблемных объектов на территории Ярославской области».
Внесенное изменение в статью 5 Закона в части наделения инвестора правом в ходе реализации масштабного инвестиционного проекта, предусматривающего предоставление бесплатно в собственность пострадавшим участникам долевого строительства жилых помещений, осуществлять предоставление пострадавшим участникам долевого строительства денежных выплат, позволило сократить сроки восстановления прав указанных граждан;
- «О внесении изменений в статьи 3 и 41 Закона Ярославской области «О дорожном фонде Ярославской области и муниципальных дорожных фондах».
В связи с изменениями федерального законодательства Законом:
- корректируется перечень источников формирования дорожного фонда Ярославской области в отношении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также денежных средств, поступающих в областной бюджет от уплаты административных штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;
- перечень источников муниципальных дорожных фондов дополняется доходами от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам местного значения тяжеловесными транспортными средствами.
В сфере депутатской деятельности, правопорядка и информационной политики
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области».
Законом устраняется дублирование задач координационных органов в сфере профилактики правонарушений, изменяется порядок проведения заседаний штаба народных дружин, корректируются полномочия органов исполнительной власти Ярославской области в части создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, а также обеспечения и осуществления своевременного оповещения населения;
Серьёзное внимание уделялось совершенствованию антикоррупционного законодательства в целях соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, предусмотренных антикоррупционным законодательством, лицами, замещающими должности, на которые возложены требования по их соблюдению, порядок проведения в отношении них соответствующих проверок.
Установлен порядок представления гражданами, замещающими муниципальные должности, должности глав местных администраций по контракту, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних, а также порядок проведения проверки достоверности и полноты представленных ими сведений.
В сфере жилищно-коммунального комплекса и энергетики
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области».
В соответствии с изменениями орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о наделении регионального оператора (Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области) полномочием по закупке товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств, формируемых на счете регионального оператора, а также полномочием по реализации закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме таких товаров (решение о наделении регионального оператора указанными полномочиями вправе принимать Правительство Ярославской области). Также предусмотрено проведение не реже одного раза в год переоценки значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт, на основании результатов которой может быть изменен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный на второй и третий годы реализации региональной программы капитального ремонта;
- «О перераспределении между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий по организации теплоснабжения».
С 1 января 2024 года к полномочиям органов государственной власти Ярославской области законом предлагается отнести полномочие по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских и сельских поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, отнесенные Федеральным законом «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов;
- «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Закона Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» и статьи 6 и 7 Закона Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования».
Законом корректируется порядок учета доходов и расчетов, перечень видов доходов, учитываемых при определении среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи;
- «О внесении изменений в статью 13 Закона Ярославской области «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области».
Закон принят в целях наделения регионального оператора (Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области) дополнительными функциями (функцией по организации выполнения работ по ремонту зданий (в том числе не относящихся к многоквартирным домам) и сооружений, финансируемых за счет средств областного бюджета, получателем которых является региональный оператор, в рамках государственных программ Ярославской области);
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области».
Принят в целях приведения регионального законодательства в соответствие федеральному законодательству и совершенствования его отдельных положений. Законом предусматривается возможность проведения процедуры обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, результаты которого будут являться основанием для внесения изменений в указанную программу. Порядок организации проведения обследования технического состояния многоквартирных домов предлагается определять постановлением Правительства Ярославской области. Также вносятся изменения в части уточнения порядка проведения капитального ремонта многоквартирного дома в целях ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в части принятия решения о проведении капитального ремонта без проведения общего собрания собственников в порядке, установленном постановлением Правительства Ярославской области. Законом также устанавливается, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений, расположенных в части многоквартирного дома (в случае, когда ввод в эксплуатацию многоквартирного дома осуществляется поэтапно или секциями), возникает по истечении четырех лет шести месяцев с даты внесения изменений в региональную программу капитального ремонта, связанных с изменением параметров многоквартирного дома. Кроме того, законом предлагается включить разработку проектной документации в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на финансирование которых предоставляется государственная поддержка в форме субсидий, государственных гарантий Ярославской области.
В сфере законодательства, вопросов государственной власти и местного самоуправления
- «О внесении изменения в приложение к Закону Ярославской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области».
Законом предусмотрено внедрение в Ярославской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе;
- «Об утверждении заключения соглашения об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации».
Законом утверждено заключение Соглашения между субъектами Российской Федерации Владимирской областью и Ярославской областью об описании местоположения границы между Владимирской областью и Ярославской областью;
- «О признании утратившим силу пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Ярославской области «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области».
Законом к числу вопросов местного значения сельских поселений отнесен вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществления муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- «О внесении изменений в статью 84 Закона Ярославской области «Об Уполномоченном по правам человека в Ярославской области» и статью 103 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Закон установил 30-дневный срок рассмотрения предложений Уполномоченного по правам человека в Ярославской области по совершенствованию нормативных правовых актов, а также с учетом предусмотренных форм реагирования скорректировать статью 103 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» о невыполнении законных требований Уполномоченного по правам человека в Ярославской области;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области».
Законом внесены изменения в порядок проведения досрочных выборов, установлены особенности проведения избирательных кампаний в случае введения военного положения и особенности проведения голосования избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
- «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области».
Законом внесены изменения в перечень способов избрания (порядок избрания) глав городских поселений, не являющихся административными центрами муниципальных районов Ярославской области, и глав сельских поселений Ярославской области;
- «О внесении изменений в статью 8 Закона Ярославской области «О системе избирательных комиссий Ярославской области».
Законом предусмотрено проведение проверки в отношении лиц, назначаемых членами комиссий о включении сведений о них в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации, а также о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений;
- «Об отдельных вопросах осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области международных и внешнеэкономических связей».
Законом определен порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей органами местного самоуправления Ярославской области в целях решения вопросов местного значения, в том числе, установлен порядок согласования осуществления органами местного самоуправления международных мероприятий и согласования заключения органами местного самоуправления соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с органами местного самоуправления иностранных государством (порядок их регистрации);
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Законом предусмотрено введение ряда новых, а также конкретизация уже закрепленных в Законе области № 100-з составов административных правонарушений, посягающих на права граждан, общественный порядок и общественную безопасность, а также в сфере благоустройства населенных пунктов.
В сфере здравоохранения
- «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», а также внесение в него изменений;
- постановление Ярославской областной Думы от 19.04.2024 № 72 «Об обращении Ярославской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу увеличения до 23 лет возраста пациентов, получающих медицинскую помощь, организация и финансовое обеспечение которой осуществляются Фондом поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра». Указанное обращение подготовлено в целях расширения возрастных рамок пациентов детского возраста, получающих лекарственную терапию за счет средств Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.
В сфере образования, культуры, туризма, спорта и молодёжной политики
- «О внесении изменений в статьи 5 и 15 Закона Ярославской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области».
Уточнены полномочия региональных органов власти по финансированию мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, находящихся в федеральной или муниципальной собственности. Закон предусматривает уточнение положений об оплате государственной историко-культурной экспертизы и порядка определения ее размера;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области».
Законом в целях совершенствования норм регионального законодательства в сфере наделения полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области внесены изменения в Закон Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» в частности:
- в связи с изменением федерального законодательства в пункте 3 статьи 19 Закона № 70-з уточняется государственное полномочие органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении труд-ной жизненной ситуации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в связи с реализацией нового механизма предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям в Ярославской области утрачивает силу статья 193 Закона 70-з о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в сфере оказания мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства, а также соответствующую методику распределения субвенций;
- в связи с переходом с 1 января 2024 года организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства из муниципального в областное подчинение утрачивает силу методика распределения субвенции на содержание муниципальных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на предоставление социальных гарантий их воспитанникам;
- с учетом различного размера платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, уточняются отдельные положения расчета определения размера субвенции;
- уточняется методика распределения субвенции на государственную поддержку опеки и попечительства расходами муниципальных образований, осуществляющих подготовку лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
- уточняется расчет объема расходов на выплату ежемесячного вознаграждения по договору о приемной семье;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области».
С целью совершенствования правовой основы создания и организации деятельности по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области законом регулируются отдельные организационные вопросы работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе внесения изменений в составы комиссий, обеспечения их деятельности в местных администрациях. Корректируется норматив специалистов, обеспечивающих деятельность комиссий, вводится запрет возложения на таких специалистов обязанностей, не связанных с организацией деятельности комиссий;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О государственной поддержке благотворительной деятельности и добровольчества (волонтёрства) в Ярославской области».
Наряду с формами поддержки, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органы государственной власти Ярославской области могут оказывать государственную поддержку участникам добровольческой (волонтерской) деятельности в формах правового содействия, поощрения добровольцев (волонтеров), а также иных формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Ярославской области. Добровольцы (волонтеры) в случае осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Ярославской области имеют право на получение поддержки за счет областного бюджета в одной из следующих форм:
- страхования жизни или здоровья добровольца (волонтера);
- возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на страхование своих жизни или здоровья;
- возмещения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера), причиненного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности. Также законом уточняется положение о Совете по поддержке благотворительной деятельности в Ярославской области. Состав Совета состоит из шестнадцати членов Совета и утверждается Губернатором Ярославской области, по решению Совета к работе могут быть привлечены участники, не являющиеся членами Совета, с правом совещательного голоса. В состав Совета на паритетных началах включаются представители благотворительных организаций и иные представители общественности, депутаты Ярославской областной Думы, члены Общественной палаты Ярославской области и представители органов исполнительной власти Ярославской области. По решению Совета в его работе с правом совещательного голоса могут принимать участие представители благотворительных организаций, предпринимательского сообщества, иные представители общественности, не являющиеся членами Совета;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области».
Закон совершенствует законодательство Ярославской области в сфере реализации государственной политики в интересах детей и приводит его в соответствии с требованиями федерального законодательства. Законом определен перечень мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей или негативно повлиять на их развитие; определен перечень направлений реализации государственной политики в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей новым направлением – создание равного доступа к отдыху и оздоровлению детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, также дополняется перечень мер, принимаемых в сфере образования, по участию в создании условий для организации воспитания детей в организации отдыха детей и их оздоровления в части методического сопровождения воспитательного процесса.
В сфере социальной, демографической политики, труда и занятости
- «О внесении изменения в приложение к Закону Ярославской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области».
Закон принят в целях внедрения в Ярославской области на территории трех муниципальных образований: г. Ярославль, г. Переславль-Залесский и Гаврилов-Ямский муниципальный район типовой системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» и Закон Ярославской области «О мерах социальной поддержки членов семей граждан, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в связи с проведением специальной военной операции».
Законом членам семей военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, принимающих участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и Украины, направленных для прохождения службы в район специальной военной операции с территории Ярославской области, предоставлены меры социальной поддержки, оказываемые в связи с проведением специальной военной операции на указанных территориях;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».
Законом с 1 января 2024 года индексирован на 5,4 процента размер денежных выплат, установленных социальным законодательством Ярославской области. Кроме того, отдельные положения приведены в соответствие требованиям федерального законодательства; продлены периоды действия отдельных временных мер социальной поддержки граждан; продлено на 2024 год право Губернатора Ярославской области устанавливать дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в связи с проведением специальной военной операции;
- «О внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О мерах социальной поддержки членов семей отдельных категорий граждан в связи с проведением специальной военной операции».
Законом приняты изменения в части предоставления мер социальной поддержки постоянно или временно проживающим на территории Ярославской области членам семей отдельных категорий граждан вне зависимости от места направления в район проведения специальной военной операции и срока заключения контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области».
Законом принято, что помимо установления стоимости предоставления бесплатного горячего питания на одного обучающегося в день в образовательных организациях Ярославской области, стоимости набора продуктов питания и размера компенсации стоимости набора продуктов питания на одного учащегося в день Правительством Ярославской области также определяется и порядок их индексации;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области».
Закон принят в связи с Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» и установлением единого статуса многодетной семьи в Российской Федерации, а также в целях совершенствования отдельных положений социального законодательства Ярославской области. Многодетным семьям, в частности, предоставлена возможность бесплатно посещать как экспозиции государственных музеев Ярославской области, так и парки культуры и отдыха, а также выставки в государственных учреждениях культуры Ярославской области; уточнена категория обучающихся, которым предоставляется социальная услуга по обеспечению бесплатным горячим питанием в дни учебных занятий;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей».
Законом установлена единовременная выплата на обеспечение одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой в размере 5 000 рублей на каждого обучающегося в общеобразовательной организации ребенка из многодетной семьи, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ярославской области, на период с 1 августа 2024 года по 31 декабря 2025 года.
В сфере экономической политики, инвестиций, промышленности и предпринимательства
- «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2024-2026 годы».
В перечень имущества, находящегося в собственности Ярославской области, подлежащего приватизации в 2024-2026 годах, включены 14 объектов недвижимого имущества (в том числе объекты недвижимого имущества, не реализованные в 2023 году) и пакет акций ОАО «Авиация Ярославля» (24,96 % уставного капитала);
- «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции».
В Законе предусмотрены случаи и порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности военнослужащим, лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, удостоенным звания Героя Российской Федерации или награжденным орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющимся ветеранами боевых действий, а также членам семей указанных военно-служащих и лиц, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Законом устанавливаются дополнительные критерии предоставления юридическим лицам земельного участка без проведения торгов, а именно необходимость обеспечения в результате реализации масштабного инвестиционного проекта создания не менее устанавливаемого количества рабочих мест и (или) осуществления не менее устанавливаемого объема инвестиций. При этом минимальные значения количества рабочих мест и объема инвестиций дифференцированы по группам муниципальных образований Ярославской области в зависимости от численности их населения;
- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и статьи 3 и 4 Закона Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции».
В целях обеспечения государственной поддержки участников специальной военной операции и их семей представленным Законом установлены новые категории граждан, которые могут претендовать на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. Кроме того, данным Законом уточняется порядок подачи членами семьи участника специальной военной операции заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка в случае его гибели до вступления в силу Закона Ярославской области от 25.12.2023 № 85-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции» (далее - Закон 85-з). В Законе предусматривается положение об утрате права участников специальной военной операции и членов их семей на приобретение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Законом 85-з в случае реализации ими права на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов;
- «Об отдельных вопросах реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Законом устанавливаются критерии предоставления юридическим лицам земельного участка без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В результате реализации предлагаемых масштабных инвестиционных проектов предполагается формирование специализированного жилищного фонда Ярославской области за счет жилых помещений, передаваемых в собственность Ярославской области в целях предоставления жилых помещений в установленном действующим законодательством порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;
- Постановление Ярославской областной Думы «О передаче объектов культурного наследия из федеральной собственности в государственную собственность Ярославской области».
3. Работа
экспертных советов
при комитетах Ярославской областной Думы
В Думе образованы экспертные советы при 5 комитетах:
- по аграрной политике, экологии и природопользованию;
- по бюджету, финансам и налоговой политике;
- по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог;
- по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике;
- по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству.
Члены советов являются экспертами в различных сферах, входящих в компетенцию соответствующих комитетов Думы, принимают в их работе активное участие: присутствуют на заседаниях, совещаниях, выездных мероприятиях, высказывают профессиональное мнение по рассматриваемым вопросам, вносят предложения в планы работ комитетов.
Подробная информация о работе экспертных советов при комитетах в течение отчётного периода приведена в Приложении 5.
4. Федеральные законодательные инициативы и обращения Думы
В обозначенном периоде Думой принято постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О переименовании города Ростов Ростовского района Ярославской области в город Ростов Великий». Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации (см. Приложение 6).
Кроме того, депутаты поддержали 13 проектов федеральных законов, инициированных иными субъектами права федеральной законодательной инициативы.
Также Думой было принято 5 обращений, 3 из которых адресованы Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В., 2 – АО «Почта России» (см. Приложение 7).
Поддержано 12 обращений законодательных (представительных) органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.
5. Мониторинг правовых актов
В соответствии с постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92 «Об утверждении положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» правовым управлением за указанный период подготовлено 12 ежемесячных информационных писем о мониторинге нормативных правовых актов на основе анализа изменений федерального и регионального законодательства, практики Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
6. Правовая и антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов
Проведены правовые и антикоррупционные экспертизы:
проектов законов Ярославской области – 73;
поправок к проектам законов Ярославской области – 71;
проектов постановлений Ярославской области – 13.
Информация о представлении и защите интересов Думы в судебных органах, в других органах и организациях при рассмотрении правовых вопросов, вопросов нормотворчества, связанных с деятельностью Думы, а также подготовке исковых заявлений, заявлений, жалоб, ходатайств, отзывов, возражений и иных документов, необходимых для представления интересов Думы за отчетный период представлена в Приложении 8.
7. Депутатский контроль
Важной функцией законодательного (представительного) органа государственной власти региона является осуществление депутатского контроля за деятельностью органов исполнительной власти Ярославской области. На основании положений Устава Ярославской области Дума заслушала и приняла решение по очередному ежегодному отчету Губернатора Ярославской области о деятельности Правительства Ярославской области; рассмотрела ежегодный отчет временно исполняющего обязанности начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области о результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Ярославской области за 2023 год, состоянии и прогнозе развития преступности на территории региона; одобрила отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области за 2023 год.
8. Депутатские слушания и другие мероприятия
1.Проведены депутатские слушания на тему: «Об исходных данных к проекту областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». По итогам указанных слушаний подготовлены рекомендации.
2. Проведен «правительственный час» на тему: «Социальное положение в Ярославской области (в части здравоохранения и социальной политики)».
3. Проведен «правительственный час» на тему: «Анализ состояния и перспективы развития транспортной отрасли и дорожного хозяйства Ярославской области».
4. 3 июня 2024 года проведено совместное совещание с Комиссией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению жилищных прав граждан на тему «Проблемы совершенствования жилищного законодательства». В совещании приняли участие представители Правительства Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Проведена работа по формированию списка кандидатов от Ярославской областной Думы для избрания представителями общественности в состав квалификационной коллегии судей Ярославской области.
6. Рассмотрены и рекомендованы областной Думе к назначению 25 кандидатур для назначения на должности мировых судей Ярославской области и 2 кандидатуры для привлечения к исполнению обязанностей мирового судьи.
7. Сформирован список кандидатур для утверждения в новый состав Общественной палаты Ярославской области, представленных в Ярославскую областную Думу зарегистрированными на территории Ярославской области некоммерческими организациями.
8. Для включения в состав Молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предложена кандидатура депутата Ярославской областной Думы Демидова И.А.
9. Для включения в состав Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложена кандидатура депутата Ярославской областной Думы Соколова С.С.
9. Награждения
Проводилась работа по оценке результатов работы лиц и организаций: в отчетном году за заслуги перед Ярославской областью произведено 1 награждение Почетным знаком Ярославской областной Думы «За вклад в развитие Ярославской области». 810 граждан награждены Почетными грамотами Ярославской областной Думы, 495 граждан получили Благодарственное письмо Ярославской областной Думы.
10. Сформированные при Думе органы
19 декабря 2023 года состоялось заседание Совета председателей представительных органов муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) при Ярославской областной Думе. На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
- об основных параметрах областного бюджета на 2024 год;
- о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов Ярославской области в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В отчётный период Собрание молодых законодателей при Ярославской областной Думе (далее – СМЗ) продолжило свою работу.
За прошедший период члены СМЗ активно принимали участие в общественно-политической жизни муниципальных образований Ярославской области. Члены СМЗ активно включились в реализацию повестки как региональных, так и федеральных органов власти. Молодые парламентарии подключились к процессу проведения на территории региона выборов Президента Российской Федерации. Был проведен ряд ВКС для обмена мнениями по ряду важных вопросов для молодых депутатов.
Руководитель СМЗ был делегирован регионом в Экспертный совет по развитию молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации, где активно продолжается работа над стандартом деятельности молодежных представительных структур субъектов. За прошедший период члены собрания молодых законодателей приняли участие в ряде федеральных мероприятий таких как:
- в декабре 2023 года представители собрания молодых законодателей приняли участие в пленарном заседании Палаты молодых законодателей с участием Председателя Совета Федерации Матвиенко В.И. Именно в этот день была утверждена дата президентских выборов;
- 22 марта 2024 года представители Собрания молодых законодателей приняли участие во встрече с заместителем Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Косачевым К.И. Основной темой беседы стала текущая обстановка в мире и возможности парламентской дипломатии;
- 22 марта 2024 года состоялась встреча с сенатором Косихиной Н.В. Обсудили вопросы развития молодежного парламентаризма и дальнейшей работы;
- 13 июня 2024 года представители СМЗ приняли участие во встрече представителей молодежных парламентов при законодательных органах ЦФО с заместителем Председателя Совета Федерации, депутатом Московской городской Думы Святенко И.Ю. и сенатором, первым заместителем Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Варфоломеевым А.Г., Председателем Московской городской Думы Шапошниковым А.В. Заслушали доклады молодых парламентариев об их деятельности, обсудили актуальные направления совместной работы.
- 21-23 августа 2024 года Председатель Совета молодых законодателей Ярославской области Новиков И.А. принял участие в заседании рабочей группы «Совет молодёжных парламентов Центрального федерального округа» и форуме молодежных парламентов Центрального федерального округа. В течение двух дней состоялся ряд лекций, тренингов, деловых игр в городе Елец Липецкой области, были представлены лучшие проектные практики региональных молодежных парламентов.
11. Работа с обращениями граждан
По данным приемной по обращениям граждан Ярославской областной Думы, за отчетный период в законодательный орган поступило 162 обращения граждан.
Подробная информация о рассмотрении обращений граждан, зарегистрированных приемной по обращениям граждан, приведена в Приложении 9.
12. Внутренняя организация
Статус, полномочия и порядок деятельности Думы как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом Ярославской области, Регламентом Ярославской областной Думы.
По состоянию на 31 августа 2024 года в состав комитетов как постоянных рабочих органов Думы входило:
- по аграрной политике, экологии и природопользованию – 9 депутатов;
- по бюджету, финансам и налоговой политике – 9 депутатов;
- по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог – 9 депутатов;
- по депутатской деятельности, правопорядку и информационной политике – 8 депутатов;
- по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике – 9 депутатов;
- по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления – 8 депутатов;
- по здравоохранению – 8 депутатов;
- по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи – 8 депутатов;
- комитет по социальной, демографической политике, труду и занятости – 8 депутатов;
- по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству – 9 депутатов.
Информация о выделении из областного бюджета средств на обеспечение деятельности Ярославской областной Думы 8-го созыва приведена в Приложении 10.
13. Освещение деятельности Думы
За отчетный период пресс-службой Думы была проведена серьёзная работа по освещению деятельности Думы и депутатов Думы в средствах массовой информации.
Все заседания Ярославской областной Думы, комитетов (в том числе, выездные, а также заседания рабочих и экспертных групп при комитетах) освещаются пресс-службой на сайте Думы и страничке Думы в соцсети («ВКонтакте»). Сюжеты о заседаниях Ярославской областной Думы выходят в эфире региональных телеканалов. Заседания комитетов Думы (выездные, а также заседания рабочих и экспертных групп при комитетах) освещаются в эфире телеканалов в зависимости от повестки дня заседания.
В 2023 и в 2024 годах Ярославская областная Дума заключила контракты на информационное сопровождение:
- с ГТРК «Ярославия», ГАУ «Верхняя Волга» (Первый Ярославский телеканал), Городской телеканал, телеканал Рыбинск-40;
- с ООО «Первая рекламная компания», выступившего в качестве Оператора по освещению деятельности Ярославской областной Думы в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории муниципальных образований Ярославской области, и на сайтах в сети «Интернет». В рамках контракта осуществляется сотрудничество с 17 районными газетами и тремя информационными сайтами (ИА Коммерсант, Ярньюс, Прогород).
В период с сентября 2023 г. по август 2024 г. в региональных и районных печатных и электронных СМИ размещено:
- информационных сюжетов на телеканалах общей продолжительностью 470 минут;
- печатных публикаций в районных СМИ общей площадью 67 800 кв. см.;
- публикаций в электронных СМИ – 210 шт.;
- информационных материалов в эфире радиоканала – 100 минут.
В декабре 2023 года была организована итоговая пресс-конференция Председателя Думы для региональных СМИ. Также Председатель Думы подвел итоги осенней сессии в эфирах ГТРК Ярославия и Городского телеканала. В июне 2024 года итоги первого полугодия председатель Думы подвел в эфирах ГТРК Ярославия и 1-го Ярославского телеканала.
В апреле 2024 года Ярославская областная Дума отметила 30-летие. 9 апреля состоялось торжественное мероприятие по случаю юбилейной даты. Мероприятие получило широкое освещение в СМИ.
В преддверии празднования были организованы парламентские уроки в школах. Депутаты Думы в соответствии с заранее утвержденным графиком проводили уроки, посвященные зарождению и развитию высшего законодательного органа власти региона. К урокам пресс-службой были подготовлены методические материалы и презентации. Всего было проведено около 40 уроков. Создан фильм, посвященный 30-летию Ярославской областной Думы. Фильм был показан на торжественном вечере, посвященном юбилею Думы. 2 апреля проведено тестирование на знание основ законодательной власти в России и на территории Ярославской области, приуроченное к Юбилею регионального парламента, среди студентов ярославских вузов. Всего в мероприятии приняли участие около 50 человек. Победителями были признаны три студента. Им были вручены дипломы и памятные подарки.
В 2021 году Ярославской областной Думой разработано и утверждено положение о ежегодном конкурсе на освещение деятельности Ярославской областной Думы в СМИ. С тех пор конкурс проводится каждый год. Итоги конкурса в 2023 году были подведены в декабре 2023 года на очередном заседании Ярославской областной Думы. Победителям конкурса в четырех номинациях вручены памятные дипломы и денежные премии.
Подготовлены и проведены комментарийные кампании всех ключевых событий, произошедших в отчетный период (Послания Президента РФ Федеральному собранию, отчеты губернатора о деятельности Правительства Ярославской области, кампании по популяризации контрактной службы и распространению информации о мерах поддержки участников СВО и членов их семей).
К настоящему отчету прилагается информация в табличной и графической форме.
Также в разделе
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Участие в заседании Государственной Думы при рассмотрении вопроса «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» (в режиме ВКС)
Время: 13:00Проведение урока парламентаризма для учащихся специальности «Право и организация социального обеспечения» Ярославского Градостроительного колледжа
Время: 16:00Участие в заседании рабочей группы при Комитете ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства на тему «О практике регионов по реализации внеурочного курса «Моя семья» в образовательных учреждениях субъектов РФ» (в режиме ВКС)